Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Вычитание вида 14 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 14 — [ ] и провести работу, направленную на ее запоминание; формировать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Откройте учебник на с. 85. Решите цепочку на полях.
2. Логическая разминка
(На доске чертеж.)
— Сколько квадратов на чертеже? (14.)
3. Работа над задачами
— Составьте по рисунку условие задачи.
— Поставьте вопросы так, чтобы задача решалась:
а) вычитанием;
б) сложением;
в) в два действия.
III. Самоопределение к деятельности
— Сравните равенства. Что вы заметили?
12 - 5 = 7
13 - 5 = 8
— Как изменяется уменьшаемое?
— Как изменяется разность?
— Как решить второй пример, зная ответ первого?
— Какое равенство надо записать после равенства 13 — 5, если его уменьшаемое на 1 больше? (14 — 5 = 9.)
— Какими способами можно решить этот пример?
— Откройте учебник на с. 85. Посмотрите на выражение на полях и поставьте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Знакомство с новыми случаями вычитания вида 14 – [ ] проводится аналогично предыдущим урокам. Объяснение учащимися приема вычитания по частям сжимается: “Будем вычитать из 14 сначала 4, получится К). Из 10 вычесть 3 — получится 7. Значит, 14 — 7 = 7”. Далее также по аналогии с предыдущими уроками составление и заучивание таблицы вычитания для случаев вида 14 – [ ])
V. Физкультминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок —
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 85).
(Первая строка — с комментированием, вторая и третья — самостоятельно по вариантам.)
*№ 4 (с. 85).
(Самостоятельное выполнение.)
№ 2, 3 (с. 85).
(Желательно, чтобы к задаче № 2 учащиеся сформулировали три вопроса со словами “на сколько больше...”, “на сколько меньше...”, “сколько всего...”.)
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 48—49). Проверка учителем после урока. Анализ ошибок. Упражнения, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки, необходимо выполнять на следующих уроках. Можно также использовать КИМы (математические диктанты № 4, 5, с. 85—86).)
— Кто доволен своей работой?
— Кому требуется помощь?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими вычислительными приемами мы познакомились на уроке?
— Кто запомнил таблицу вычитания из числа 14?
— Кто научился давать краткое объяснение решения?