Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить с общими приемами табличного вычитания в пределах 20 (вычитание по частям и прием, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых); развивать умение решать простые и составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Гол — мимо”

К доске выходят два ученика. Класс задает им примеры, записанные на мячах. Если ученик ответил правильно, он поймал мяч, если ошибся — ему забили гол. Правильность ответов оценивает класс. Если ответ верный, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

2. Логическая разминка

— На каком рисунке больше кругов?

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Розыск”

(К доске выходят два ученика. Учитель выдает одному из них карточку с числом 9, а другому — с числом 3. Карточки классу не показывают.)

— Не называя свое число, опишите его так, чтобы остальные учащиеся поняли, о каком числе идет речь.

Варианты:

1. Если увеличить это число на 2, то получится 11. Это число состоит из чисел 7 и 2. (9.)

2. Это число меньше 6 на 3. Если из 13 вычесть 10, то получится это число. (3.)

— Составьте из этих чисел равенство на сложение.

— Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.

— Как найти первое слагаемое?

— Запишите равенство на вычитание.

— Как найти второе слагаемое? Запишите равенство на вычитание.

— Какой вывод вы можете сделать?

(На доске учитель записывает три равенства.)

9 + 3 = 11

11 - 3 = 9

11 - 9 = 3

— Какие примеры мы сегодня будем учиться решать?

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

(Учитель выставляет на наборное полотно 12 кругов: 10 — в верхний ряд и 2 — в нижний.)

— Давайте попробуем из 12 вычесть 4.

(Учитель записывает на доске пример 12 — 4.)

— Как можно вычесть 4? (Ответы детей.)

Можно вычесть 4 по частям. Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10.

(Учитель убирает 2 круга из нижнего ряда.)

— Сколько мы вычли из 12? Сколько осталось кругов? (Вычли 2 круга, осталось 10кругов.)

(Учитель записывает ниже: 12 — 2 = 10.)

— А нам надо вычесть 4. Сколько еще кругов нужно убрать? (4 — это 2 и 2. Значит, надо убрать еще 2 круга.)

(Учитель дополняет первую запись.)

(Затем учитель убирает с наборного полотна еще 2 круга и записывает: 12 — 2 — 2.)

— Сколько кругов осталось? (8.)

Как мы из 12 вычли 4?

— Что обозначает эта запись?

— Почему сначала надо вычесть 2? Почему потом вычли еще 2?

— Составьте из равенства 12 — 4 = 8 равенство на сложение. (8 + 4 = 12.)

— 12 — это 8 и сколько? (12 — это 8и 4.)

— Как найти первое слагаемое? (12 — 4 = 8.)

— Как найти второе слагаемое? (12 — 8 = 4.)

— Сделайте вывод: как можно вычесть число 4 из 12 разными способами? (Можно вычесть по частям или воспользоваться знанием состава числа 12.)

V. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала.

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели, все в полном порядке.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 80.

— Прочитайте и объясните, как вычесть 5 из 12 первым способом. (Вычитаем по частям: сначала 2, останется 10, а потом еще 3, останется 7.)

— Прочитайте и объясните второй способ решения.

— Что надо знать, чтобы пользоваться этим способом решения? (Состав числа и таблицу сложения.)

№ 1 (с. 80).

(Устное выполнение.)

№ 2 (с. 81).

(Письменное выполнение с подробным комментированием.)

— Какими двумя способами можно из 13 вычесть 5? (Первый способ: сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 5 — это 3 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 13 — это 5 и 8. Значит, из 13 вычесть 5 — получится 8.)

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

№ 3 (с. 81).

(Устное выполнение.)

№ 4 (с.81).

— Прочитайте задачу.

(На доске две схемы.)

С. - 5 п.

Д. — ?, на 2 п. меньше.

— Какая схема подходит к задаче? (Вторая.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

*№ 6 (с. 81).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 41).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 81). Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Проверка. Ученики по очереди читают примеры и называют ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Кто понял новую тему?

— Кто сомневается в своих силах?

— Кому требуется помощь?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня на уроке?

— Кому нравится первый способ вычитания — по частям?

— Кому проще вычитать по таблице сложения?






Для любых предложений по сайту: [email protected]