История мировых цивилизаций - Владимир Валентинович Фортунатов
Цивилизационное отставание России - Догоняющая модель цивилизационного развития - В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
Главным богатством страны была огромная территория. Земля, леса, полезные ископаемые, запасы пресной воды – ко всему этому потенциальному богатству нужно было приложить творческий заинтересованный труд населения, которое постоянно росло. Долгое время в Сибирь отправлялись лишь служилые люди, да каторжники.
На протяжении ста с лишним лет правящий Дом Романовых и правившее дворянское сословие больше всего опасались того, что народ станет богаче и слишком много о себе возомнит по примеру голландцев, англичан, американцев и французов.
При просвещенном императоре АлександреI( 1801–1825) по предложению М. М. Сперанского (1772–1839), с 1803 г. по указу о вольных хлебопашцах помещики могли по своему желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. Каждый свободный хлебопашец получал определенный участок в собственность. Предоставление земли было обязательным условием, т. к. государство боялось превращения крестьян в нищих. Но до 1860 г. на таких условиях были отпущены лишь 112 тыс. помещичьих крестьян, или около 0,5 % их общей численности. (По дореволюционным данным, «вольными хлебопашцами» в 1817 г. числились 23 187 душ мужского пола, в 1851 г. – 137 034 души мужского пола.) В целом же расчет на милосердие, гуманность и добровольное освобождение крестьян самими помещиками не оправдался. В Прибалтике с 1804 г. крестьян стали освобождать без земли и без выкупа, но с правом приобретать землю. Этим воспользовалась зажиточная часть крестьян. Началось формирование хуторских хозяйств.
В 1861 г. крестьяне были освобождены от крепостного права. Но частными собственниками земли с правом свободного распоряжения они не стали. Зависимость от помещика для крестьян поменялась на зависимость от государства, которому крестьяне должны были платить выкупные платежи и различные налоги, а также от общины, из которой крестьяне могли уйти, но… без земли.
Частная собственность на землю в нашей стране существовала около тысячи лет, но лишь в 1906 г. крестьяне получили возможность выходить из общины с землей, которая становилась их частной собственностью. 2,5 млн хозяйств из 10 млн воспользовались этой возможностью. Но «фермерами» – хуторянами и отрубниками – стала лишь половина. Самодержавное государство оказало крестьянству самую минимальную помощь, опасаясь недовольства со стороны помещиков. 3,5 млн мигрантов уехали за Урал, но больше миллиона вернулись обратно.
• Имена. Петр Аркадьевич Столыпин
Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911) – из потомственных дворян. Выпускник Петербургского университета. Находился на государственной службе, в том числе был гродненским и саратовским губернатором. С 1906 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров. Проводил аграрную реформу. Положил начало реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального обучения и т. д. Жестко подавлял восстания в Саратовской губернии в 1905–1906 гг., был инициатором создания военно-полевых судов, участвовал в разгоне 1-й и 2-й Государственной дум, в проведении «третье-июньского переворота», использовал провокацию и террор в борьбе с левым движением. В 1911 г. Столыпин был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым, двойным агентом полиции и революционеров.
Резко возросшая заинтересованность в результатах своего труда даже небольшой части крестьянства в сочетании с благоприятными погодными условиями обеспечила огромный рост сельскохозяйственного производства в 1908–1913 гг. Многие настоящие патриоты России понимали, что без последовательных реформ в политической, экономической и социальной сферах Россия становится «собакой на сене». Лидеры мирового развития в перспективе это «сено» могли отобрать. М. М. Сперанский наметил путь приведения социально-политического строя в соответствие с потребностями страны, с учетом передового мирового опыта и российских особенностей. Он подготовил проект всеобъемлющих реформ («Введение в уложение государственных законов», 1808–1809), который, к сожалению, не был реализован. Модернизация страны, намеченная М. М. Сперанским, предполагала предоставление основным группам населения, в первую очередь крестьянству, большей свободы, больших возможностей проявить себя, увидеть свой собственный интерес в трудовой деятельности. В последующие 100 лет российские монархи отвергали все предложения о модернизации социально-политического строя. В правление Александра I в основном под влиянием все того же М. М. Сперанского появились новые университеты, лицеи, гимназии. Реформатор был противником революции и рассчитывал, что постоянное увеличение числа образованных людей, нужных стране специалистов не только позволит развить производительные силы, но и расширит социальную и интеллектуальную базу постоянных реформ. В 1802 г. был создан Корпус лесничих и учебное заведение при нем. В 1809 г. появился Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения при нем. Трудно переоценить перспективное значение этих новых учреждений для освоения природных ресурсов страны. Образованные люди в XIX в. составили новую социальную группу – интеллигенцию (с латинского «разумеющий, понимающий»). Многие российские интеллигенты со своими предложениями на протяжении десятилетий «бились об стенку» бюрократии. • Имена. Михаил Михайлович Сперанский Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) – сын приходского священника, свою фамилию (от латинского «надежда») получил во Владимирской семинарии. С 1808 г. ближайший советник Александра I, государственный секретарь, автор плана либеральных преобразований, большинства проводившихся реформ, инициатор создания Государственного совета. В 1812–1816 гг. в результате интриг был отправлен в ссылку. В марте 1819 г. назначен генерал-губернатором Сибири. Руководил составлением Полного собрания законов Российской империи в 55 т. и Свода законов Российской империи в 15 т. Свод был введен с 1835 г. и заменил Соборное уложение 1649 г. Большинство планов М. М. Сперанского не было реализовано из-за позиции дворянства, бюрократии, царя. Отличался огромной работоспособностью. Некоторые идеи не реализованы до сих пор (подчинение исполнительной власти законодательной, экзамены для чиновников и др.).
Кое-что делалось благодаря «высочайшему соизволению». Особенно в тех случаях, когда отставание от европейских стран становилось нетерпимым. Но очень часто импульс, даже исходивший сверху, угасал в российской косности. В 1837 г. была построена Царскосельская железная дорога, а в 1851 г. вошла в строй дорога Петербург-Москва. Стратегическое значение имела дорога Петербург-Варшава. На большее сил не хватило. И во время Крымской войны 1853–1856 гг. (а затем и во время русско-японской 1904–1905 гг.) Россия столкнулась с серьезными транспортными проблемами. Перед Крымской войной протяженность рельсовых дорог в России равнялась всего лишь 979 верстам. (В Англии – 11 тыс. верст.) В 1829 г. состоялась первая Всероссийская мануфактурная выставка, а в 1851 г. Россия приняла участие в первой Всемирной выставке в Лондоне. Общий вектор правления Николая I (1825–1855) можно определить формулой «Держать и не пущать!». Невозможность сохранения прежнего строя осознавалась, но подлинную трагедию цивилизационного отставания России от передовых стран выявила Крымская война 1853–1856 гг., в которую ввязался амбициозный русский император. Против английских и французских паровых судов у России был парусный флот. Против дальнобойных нарезных штуцеров англичан и французов (с боем на 1300 шагов при любой погоде) у русских солдат были устаревшие гладкоствольные кремневые ружья, стрелявшие на 200–300 шагов в сухую погоду. Общее число погибших в Крымской войне превысило 300 тыс. человек. Потери России составили половину итоговой цифры. Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, — Все было ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Так в эпиграмме (1855) подвел итоги тридцатилетнего правления Николая I русский поэт Ф. И. Тютчев. • Имена. Николай Иванович Пирогов Николай Иванович Пирогов (1810–1881), врач, естествоиспытатель, педагог.
Войны на протяжении всей истории человечества сопровождались значительными людскими потерями. Гибли целые цивилизации, забывались важные открытия, уничтожались гениальные творения человеческого ума и рук. Очень большое число воинов гибло не в самих битвах, а от ран, от заражения крови, от некачественной и запоздавшей медицинской помощи. Качественный прорыв в этой сфере связан с деятельностью Н. И. Пирогова, основоположника военно-полевой хирургии в России и анатомо-экспериментального направления в хирургии.
Н. И. Пирогов не понаслышке знал о страданиях раненых воинов. Он был участником Севастопольской обороны (1854–1855), франко-прусской (1870–1871) и русско-турецкой (1877–1878) войн. Он впервые в мире произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций, которых до него никто не проводил. Солдаты боготворили гениального хирурга и даже приносили погибших с оторванными головами, т. к. верили во всемогущество русского врача. Мировую известность получил атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (т. 1–4,1851–1854).
Н. И. Пирогов не ограничивался рамками медицинской науки, обладал передовыми общественными взглядами. Он вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, введение в России всеобщего начального образования.
В России, как и в других крупных странах, понимали необходимость создания своей мощной промышленности, проведения индустриализации. «Создание своей собственной промышленности – это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы… Нужно не только создавать промышленность, нужно заставлять ее дешево работать, нужно в возникшей промышленной среде развить более деятельную и стремительную жизнь – словом, поднять ее количественно и качественно на такой высокий уровень, дать ей такую могучую силу, чтобы она была не только питающимся, но и питающим органом отечественного хозяйства… Капиталы, знания и предприимчивость. Только эти три силы могут ускорить процесс образования вполне независимой национальной промышленности», – обращался С. Ю. Витте к Николаю II. • Имена. Сергей Юльевич Витте Сергей Юльевич Витте (1849–1915), государственный деятель, первый председатель правительства в истории России. Сергей Юльевич Витте вошел в историю России как выдающийся реформатор. Он родился в 1849 г. в семье потомственных дворян. С. Ю. Витте отличался незаурядными дарованиями, но в силу семейных обстоятельств должен был искать хорошо оплачиваемую работу. После окончания Киевского университета (физико-математический факультет) он отказался от научно-педагогической карьеры и работал в качестве управляющего на частной Юго-Западной железной дороге. После инцидента с крушением императорского поезда у станции Борки С. Ю. Витте протестовал против графика движения слишком тяжелого и быстроходного царского поезда. Он был приглашен Александром III для работы сначала в Министерстве путей сообщения. С 1893, по 1903 г. возглавлял министерство финансов, которое играло ключевую роль в экономической жизни страны.
С. Ю. Витте покровительствовал развитию отечественной промышленности. При нем развернулось и, по существу, завершилось строительство Великого Сибирского пути, от Челябинска до Владивостока. Министр финансов умело привлекал иностранный капитал, который стал мотором развернувшейся капиталистической индустриализации страны. Была введена монополия государства на продажу водки, которая заключалась в том, что сей продукт изготавливался по установленной технологии и продавался через казенные винные лавки. Умер Витте в 1915 г.
Знания в России были. В «золотой» и «серебряный» века русской культуры российская наука вышла на мировой уровень. Булатная сталь П. П. Аносова, неэвклидова геометрия Н. И. Лобачевского, обоснование теории химического строения веществ А. М. Бутлеровым, периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, фагоцитарная теория иммунитета И. И. Мечникова, кругосветное путешествие И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды экспедицией Ф. Ф. Белинсгаузена и М. П. Лазарева, северная экспедиция Ф. П. Врангеля, изобретение радио А. С. Поповым и многие другие открытия, изобретения, перспективные новации создавали мощный фундамент для развития производительных сил. • Имена. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907), русский ученый, педагог, общественный деятель.
Всемирную известность Менделееву принесло составление таблицы, озаглавленной «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» (1869). После открытия предсказанных ученым элементов (галлия, скандия и германия) периодический закон получил признание как один из основных законов химии. Ученый получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, ученых обществ и учебных заведений, являлся автором более 500 печатных трудов. Труд «Основы химии» (1869–1871) при жизни Менделеева издавался в России 8 раз, переводился на немецкий, английский и французский языки.
Многие в России знают название докторской диссертации Д. И. Менделеева – «О соединении спирта с водой» (1865) и считают его «отцом» русской водки, которая приносила государству российскому огромные доходы. В деятельности Д. И. Менделеева наука органически соединялась с производством. Он был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья, протестовал против использования нефти в качестве топлива (говорил, что топить можно и ассигнациями). Распространенной «теории убывающего плодородия почвы» Менделеев противопоставил идею многократного повышения плодородия земли с помощью удобрений. Он выступал за размещение предприятий вблизи запасов сырья и топлива, считал обязательным развитие производительных сил Урала, Донбасса, Сибири, Средней Азии, отстаивал важность орошения земель Нижнего Поволжья, улучшения судоходства, постройки новых железных дорог, освоения Северного морского пути. Менделеев создал проект аэростата, обосновал принцип создания стратостата с герметически закрытой кабиной. Сам во Франции совершил подъем на привязном аэростате Жиффара. Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, участвовал в разработке покровительственного таможенного тарифа, в обосновании необходимости индустриализации страны. Важный инструмент прогресса ученый видел в личной заинтересованности, базирующейся на частной собственности, был сторонником мирного, эволюционного развития. Но в Академию наук его принимать было не велено из-за либеральных взглядов и сочувствия передовому студенчеству.
В стране было немало талантливых инженеров, способных работать быстро и эффективно. Первая тепловая электростанция появилась в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге – в 1883-м. В начале XX в. в России выходило 120 технических журналов. • Инновации. Трамвай В городах во второй половине XIX в. появилась конка (конно-железная дорога). Специальные вагоны упряжкой лошадей перемещались по рельсовому пути. Двухэтажные вагоны назывались империалами. В России первые линии конки появились в Петербурге в 1854 г.
Впервые в мире русский военный инженер Ф. А. Пироцкий оснастил двухъярусную конку электрическим мотором. По изолированным рельсам конки передавался электрический ток. Но в России желающих вложить деньги в непроверенное транспортное средство не нашлось.
Первая линия электрического трамвая была проложена в 1881 г. в окрестностях Берлина. Затем электрические трамваи были введены в эксплуатацию во многих странах. В России первая линия трамвая длиной 1,5 км в 1892 г. соединила Подол и Крещатик в Киеве. В 1899 г. были построены две линии трамвая в Москве, а в 1907 г. налажено регулярное движение трамваев в Петербурге.
К началу XXI в., несмотря на появление метро, автобусного, троллейбусного и автомобильного сообщения, трамвай во многих странах продолжает возить пассажиров.
Капиталами в России располагали откупщики, «капиталистые» крестьяне, купечество, обуржуазившиеся помещики. Государство широко привлекало капиталы заграничных банкиров. За 1860–1896 гг. количество машиностроительных заводов выросло с 99 до 544 (в 5,5 раз), а количество рабочих на них – в 7,4 раза. Появились крупные заводы: Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, Паровозостроительный в Коломне, Пушечный и Механический в Перми и др. В последней трети XIX в. усилиями в основном частных компаний строились железные дороги. К 1900 г. железнодорожная сеть охватила 64 губернии Европейской России (85 % всей сети), 8 губерний Великого княжества Финляндского, 7 областей Азиатской части России. В начале XX в. сокращалось казенное железнодорожное строительство. Были завершены Великая Сибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога, Ташкентская железная дорога. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства снизились. Если в 1895–1899 гг. строили более чем по 2700 км ежегодно, то в 1902–1912 гг. ежегодно вводилось в эксплуатацию чуть больше 1000 км. Государственная Дума выделяла средства практически по всем запросам Министерства путей сообщения. К началу 1914 г. сеть железных дорог России достигла 74,6 тыс. км. По протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире после США, где имелось к этому времени свыше 380 тыс. км железнодорожной сети. Железные дороги были основным видом транспорта в стране, одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. Железнодорожное строительство стимулировало развитие отечественной металлургии, машиностроения, деревообработки, строительства. Паровозы, вагоны, рельсы, шпалы, уголь производились по преимуществу отечественными предприятиями. В 1913 г. на Путиловской верфи по лицензиям иностранных фирм было впервые в России организовано производство корабельных и судовых паровых турбин. Электротехническая промышленность, почти целиком основанная на германских капиталовложениях, была оборудована по последнему слову европейской техники и технологии и удовлетворяла почти весь спрос внутреннего рынка. Накануне Первой мировой войны в стране имелось 255 металлургических заводов, 568 предприятий угольной промышленности, 170 нефтедобывающих и 54 нефтеперерабатывающих, 1800 металлообрабатывающих, 840 фабрик в хлопчатобумажной промышленности. В целом за 1890–1913 гг. объем продукции тяжелой, а также легкой промышленности вырос в 7 раз. Не было в стране недостатка и в предприимчивых людях, крупных организаторах. Морозовы, Рябушинские, Путиловы, Елисеевы, Мамонтовы и многие другие проявляли инициативу, иногда рисковали, находили пути «наверх». К 1900 г. доля России в мировом промышленном производстве достигла 5 %. Россия приблизилась к Франции, которая давала 7,1 % мировой промышленной продукции, но превосходила ее по выплавке стали, производству машин и хлопчатобумажных тканей. Однако Россия существенно отставала от США, Германии и Великобритании. В 1913 г. Россия произвела 5,3 % мировой промышленной продукции, но по производству изделий промышленности на душу населения находилась на уровне Испании, Италии и Японии, существенно отставая от ведущих держав. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1910–1913 гг. были самыми высокими в мире: мировая промышленность – 4,5 %, Англия – 5,7 %, США и Германия – по 4,2 %, Франция – 3,9 %, а Россия – 6,0 %. В тогдашнем мире было только три страны с индустриальной или индустриально-аграрной структурой экономики – Англия, США и Германия. Остальные страны, не являвшиеся колониями, были либо аграрными, либо аграрно-индустриальными. Россия находилась на одном уровне развития с Францией и опережала Италию, Австро-Венгрию и Японию. К 1913 г. доля промышленной продукции в валовом национальном продукте составляла 42 %, доля сельскохозяйственной продукции – 58 %. Уже к 1800 г. Россия по индексу развития вдвое-втрое отставала от ведущих стран Запада. В начале XIX в. уровень урбанизации в России не превышал 5–7 %. В это же время в Западной Европе он составлял 11–13 %, в Китае – 7–8 %, в Индии – 9-13 %, на Ближнем Востоке 14–16 %. Средний уровень грамотности населения в 1800 г. составлял в России лишь 2–6 % среди женщин и 4–8 % среди взрослого мужского населения. Уровень грамотности в России был в 8-10 раз ниже, чем в странах Запада и в 3–5 раз ниже, чем в Японии и Китае. Таблица 17. Динамика индекса развития в крупных странах Востока, Запада и России (1800 и 1913 гг.) К 1913 г. всеми видами обучения в России было охвачено 4,7–4,9 % населения. Но это было в 3–3,5 раза меньше, чем в среднем по странам Запада и Японии (во Франции 14 %, в Германии 19 %, в США 22 %, в Японии 16 %). Индикатор грамотности среди взрослого населения России вырос с 13–15 % в середине XIX в. до 21–23 % в 1897 г. и до 35–38 % в 1915 г. Но этих показателей некоторые протестантские страны Запада достигли еще в XVII в., а ряд других стран Западной Европы – к середине или к концу XVIII в. По приросту производительности труда, по производству валового внутреннего продукта на душу населения, по доле человеческого капитала в совокупном капитале разрыв между Россией и развитыми странами Запада в XIX и даже в начале XX в. не только не сокращался, но продолжал увеличиваться. По ряду качественных характеристик Россия оставалась ближе к периферийно-колониальным странам. Необходимые глубокие буржуазно-демократические реформы так и не были осуществлены.