Турция – «больной человек Европы» - Догоняющая модель цивилизационного развития - В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв

История мировых цивилизаций - Владимир Валентинович Фортунатов

Турция – «больной человек Европы» - Догоняющая модель цивилизационного развития - В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв

Реформы проводились даже в Турции. Милитаризм и паразитизм, лежавшие на протяжении веков в основе существования турецкой империи, в сочетании с экономическим отставанием от ведущих европейских держав (натуральное хозяйство, распыленность ремесел, слабость городов и промышленности) привели к затяжному кризису Турции, к превращению ее в «больного человека» (слабеющее государство) Европы. Процесс «выздоровления» этой мусульманской страны, пути ее исторической трансформации могут служить еще одним ярким примером того, что социально-политическое творчество в рамках «модернизации» и «вестернизации» требует разрешения множества национально-специфических проблем, а проблема «реформы – революция – реакция» имеет множество вариантов.

В войнах с Россией и Францией Турция понесла значительные территориальные потери на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе. Обособились берберские княжества Аравии. В 1829 г. при поддержке европейских держав независимость получила Греция. В 1830 г. была признана автономия Сербии. В 1829 г. Франция установила протекторат над Алжиром. Старая военно-ленная система не позволяла Турции сформировать современную и многочисленную армию. Развитие морской торговли, давление европейского капитала на восточном направлении создавали угрозу превращения Турции в полуколонию. Внутри страны сохранялось немало феодальных пережитков, проблемой являлось резкое правовое неравенство мусульман и иноверцев.

В первой трети XIX в. стало формироваться новое войско на основе рекрутских наборов с унифицированным вооружением и государственным обеспечением. Был ликвидирован корпус янычар, разгромлено восстание гвардейцев, мусульманских фанатиков, распущены некоторые мусульманские ордена. Местное управление было унифицировано. Великий визирь стал премьер-министром, появились правительственные советы и министерства.

С 1839 г. по начало 70-х гг. XIX в. в турецком обществе проводились реформы, которые получили название танзимат («упорядочение», «реформы», «преобразования»). Султан Абдул-Меджид реализовал программу, которую разработал бывший посол во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800–1858). В султанском манифесте (1839 г.) впервые в мусульманско-восточной традиции содержалась идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Декларировались свобода собственности, безопасность жизни, охрана чести и достоинства «без различия вероисповедания и национальной принадлежности». Запрещалась конфискация имущества, вводились соразмерные налоги, ужесточалось преследование взяточничества, армия перестраивалась по прусскому образцу.

При управителях крупных территориальных образований – вилайетов и санджаков – были созданы меджлисы – совещательные органы с участием даже немусульман. В 1856 г. было провозглашено полное равенство мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении. Общины греков, армян, евреев и другие получили официальный статус, и немусульмане, составлявшие большую часть городского, торгово-ремесленного населения, образованных слоев, стали допускаться к государственной службе. Были реорганизованы система юстиции, тюрьмы, были упразднены следственные пытки, началась кодификация законодательства.

В городах отменили цеховые регламенты. Создавалась сеть светских образовательных учреждений под руководством созданного министерства просвещения. Европеизация страны обеспечивалась предоставлением прав и льгот иностранному капиталу, благодаря режиму капитуляций, в соответствии с которым иностранцы получали значительные таможенные льготы, были неподсудны местным властям и т. д. Турция начала втягиваться в мировой рынок, стали развиваться промышленность, дороги, связь. Одновременно росло национальное самосознание, формировалась интеллектуальная оппозиция.

Вершиной Танзимата стало принятие Конституции в 1876 г. Движение «новых османов» считало, что это позволит получить поддержку европейских стран в борьбе с Россией. За подданными султана признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности – на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, на свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Предусматривался созыв двухпалатного парламента. Члены Сената назначались султаном пожизненно. Нижняя палата избиралась. Султан назначал правительство, мог распустить парламент, мог объявить военное положение, он контролировал внешнюю политику, обнародовал законы.

Парламент был действительно созван, но очень быстро распущен. Многие «новые османы» были казнены. При слабом султане у клерикально-дворцовой оппозиции хватило сил совершить государственный переворот и установить режим «зулюма» (деспотии, тирании). Эпоха Танзимата в истории Турции закончилась. Конституция 1876 г. прекратила свое действие.






Для любых предложений по сайту: [email protected]