История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Россия в XVII в. - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.
Краткая историческая справка
Исторический путь России в XVII в. свидетельствует о том, что в этот период во всех сферах жизни страны произошли перемены. И хотя развитие России в XVII столетии отличалось от развития европейских стран, именно в XVII в. в жизни страны постепенно вызревают новые явления, которые в дальнейшем послужат важнейшими предпосылками нового периода российской истории.
Первые Романовы. Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Последствия Смуты были тяжелейшими для России. Были разорены города, пришли в упадок ремёсла и торговля, многие сёла были сожжены и опустели. Спасаясь от разбойных грабительских набегов интервентов и «лихих людей», часть крестьян бежала на окраины.
События Смутного времени тяжело сказались на всех сферах жизни российского общества и государства, а также на международном положении России. Система государственного управления была разрушена. Резко уменьшилось население городов, вследствие чего пришли в упадок ремесло и торговля. Сократилась площадь обрабатываемых земель, так как произошёл отток крестьянства из охваченных Смутой регионов. Оставшееся на прежних местах население сильно обнищало, разорилось и не в состоянии было платить налоги и нести государственные повинности. Границы государства были укреплены слабо, а южная практически открыта для турецко-татарской агрессии. Международный престиж Москвы крайне снизился, она была отодвинута на задворки европейской политики.
Преодоление всех этих последствий Смуты легло на плечи первых царей династии Романовых — Михаила Фёдоровича (1613-16451); Алексея Михайловича (1645-1676); Фёдора Алексеевича (1676-1682); царевны Софьи Алексеевны, которая была регентшей при малолетних братьях Иване и Петре с 1682 по 1689 г.
Восстановление хозяйства страны становилось первейшей задачей. А для этого был нужен порядок, что в сознании людей связывалось с упрочением царской власти.
Восстановление хозяйства продолжалось несколько десятилетий, и только в середине столетия площади обрабатываемых земель достигли прежних размеров. Длительное возрождение хозяйственной жизни проходило на фоне обострения социальных противоречий в процессе утверждения и распространения крепостничества. В первые десятилетия XVII в. практиковавшиеся широкие пожалования земель резко увеличили численность закрепощённого населения и степень крепостной зависимости крестьян. Возросла роль крупного феодального землевладения. К середине века на каждого члена Боярской думы в среднем приходилось по 520 крестьянских дворов, а четверо бояр — И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев, И. Б.Черкасский, Д. М. Пожарский — владели от одной до трёх тысяч дворов. Крупными землевладельцами были Троице-Сергиев и Кирилло-Белозёрский монастыри.
Натуральный характер производства крестьянского хозяйства не способствовал усовершенствованию техники земледелия. Это определило экстенсивный путь развития сельского хозяйства. Многочисленные повинности в пользу непосредственных господ и государства были непосильны для мелких хозяев. При Михаиле Фёдоровиче бегство крестьян приняло грандиозные размеры. Бежали семьями и целыми деревнями. Под давлением дворянства правительство продолжало политику ужесточения крепостничества.
Наиболее заинтересованными сторонниками закрепощения были многочисленные служилые люди, имевшие небольшие земельные участки, которые обрабатывались одним — тремя десятками крестьянских семей. Их требования наиболее ясно прозвучали на заседаниях Земского собора 1648 г. Несколько по-иному к закрепощению относились владельцы огромных земельных угодий — бояре, монастыри и церковные иерархи. Наличие в их хозяйствах большого управленческого аппарата позволяло пресекать побеги крестьян. Кроме того, уровень эксплуатации в крупных вотчинах, нередко освобождённых от уплаты государственных налогов, был ниже, что позволяло переманивать крепостных у рядовых дворян. Постепенное увеличение срока сыска беглых завершилось в 1649 г. принятием Уложения, юридически оформившего вечное и наследственное прикрепление крестьян к земле.
В XVII столетии в российской экономике возникли новые явления. Прежде всего это выразилось в развитии товарного производства как в городе, так и в деревне. Постепенно стали оживать запустевшие города, восстановилось городское ремесло. К середине XVII в. на территории Русского государства, без Украины и Сибири, насчитывалось 250 городов. По количеству населения резко выделялась Москва — в ней проживало около 270 тыс. человек. В каждом крупном городе насчитывали более 500 дворов. Посадское население включало в себя ремесленников, торговцев, стрельцов, купцов, дворян и бояр с челядью, духовенство.
Города становятся центрами торгово-промышленной жизни страны. Формируются районы, специализировавшиеся на производстве определённых товаров. Изготовление полотна в XVII в. сконцентрировалось в Новгороде, Пскове, Смоленске, Ярославле, Костроме, Вологде. Крупнейшими центрами по обработке кожи были Ярославль, Вологда, Казань, Нижний Новгород, Калуга. Первоклассными плотниками располагало Поморье. Центрами железоделательных промыслов были Тульско-Серпуховский, Тихвинский, Устюжно-Желе- зопольский районы. Основным районом соледобычи являлось Поморье, а районы Поволжья — основными поставщиками хлеба. Всё это вело к росту товарооборота и укреплению торговых связей между различными районами. Начинает формироваться единый всероссийский рынок. Росту торговли способствовало увеличение денежного оброка с крестьян.
Появляются крупные всероссийские торговые ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Свенская, к концу XVII в. — Макарьевская и др. Ярмарка — устраиваемый ежегодно, в определённое время широкий открытый торг, куда съезжаются из разных населённых пунктов страны, а иногда и из разных стран для продажи и закупки товаров.
Ремесленники перешли от индивидуальных заказов к изготовлению изделий для продажи на рынке, т. е. начало развиваться мелкотоварное производство.
Развивалось мануфактурное производство. Мануфактура — это предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. Первые мануфактуры возникли в металлургии — их создание ускорилось потребностью государства в вооружении, которую не могло полностью удовлетворить ремесленное производство. В 1637 г. голландский купец Андрей Виниус в Тульско-Каширском районе пустил вододействующий завод, на котором отливали пушки и ядра. Часть его другой продукции поступала на внутренний рынок (сковороды, гвозди). Такие же заводы для удовлетворения потребностей вотчин в железе основали крупные землевладельцы И. Д. Милославский и Б. И. Морозов. Появились первые медеплавильные заводы. В 30-е гг. швед Е. Коет основал стекольный завод под Москвой, в значительной мере его продукция шла на нужды царского двора. В Москве действовала текстильная мануфактура — Хамовный двор, в Архангельске — канатный завод.
Для успешного мануфактурного производства нужны свободные рабочие руки. Европейские мануфактуры привлекли наёмных рабочих. В России, где с середины XVII в. юридически было оформлено крепостное право, на мануфактурах использовали в основном принудительный труд. К концу XVII в. в России насчитывалось около 30 мануфактур.
Активно развивалась внешняя торговля. Торговля в западном направлении шла через Архангельск, в восточном — через Астрахань.
Учитывая интересы российской экономики и купечества, правительство начало проводить политику протекционизма. В 1653 г. был принят Таможенный устав, в 1667 г. — Новоторговый устав. Он ограничивал права иностранных купцов, вводил высокие пошлины на ввозимые из-за границы (т.е. импортные) товары. Некоторые товары совсем запрещалось ввозить в Россию.
Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права. Основной тенденцией развития политического строя России во второй половине XVII в. являлось становление абсолютизма. В первые десятилетия правления Романовых эта тенденция особенно не проявлялась. В результате Смуты самодержавие в России было ослаблено. Сильно возросла роль Земских соборов, которые в начале правления Михаила Фёдоровича созывались очень часто. В этот период в них сильно возросло представительство низших сословий, усилилась роль дворянства и посадских людей. Сохранялась роль Боярской думы. Через несколько лет после воцарения Михаила возвратился из польского плена его отец Филарет. В 1619 г. Филарет был провозглашён патриархом. Он вместе с сыном, а фактически, до 1633 г., сам управлял страной и носил, как и Михаил, титул «великого государя». При нём, по мере укрепления царской власти, Земские соборы собирались всё реже.
После смерти Михаила Фёдоровича царём стал его сын Алексей Михайлович, наименованный «Тишайшим» (1645-1676). Правда, очень кротким и тихим царь не был. При случае он проявлял твёрдость и решимость, а нередко и жестокость. При Алексее Михайловиче продолжала ослабевать роль сословно-представительных органов власти. Земские соборы собирались всё реже. Они уже не обсуждали пути дальнейшего развития страны, а лишь утверждали подготовленные царём проекты.
На протяжении XVII в. росла численность Боярской думы, которая к концу правления Алексея Михайловича составляла уже около 100 человек. Однако это вело не к укреплении, а к ослаблению позиций боярства. Причиной падения политического веса и значения боярства являлось постоянное пополнение Боярской думы за счёт дворянства и даже купечества. К тому же, помимо «большой» Боярской думы, существовала и так называемая «ближняя» Дума, в состав которой входили люди, назначенные туда исключительно по желанию царя. Часто это были даже не члены «большой» Боярской думы. Постепенно «ближняя» Дума начинает теснить «большую», роль которой падает.
Одновременно с падением значения Боярской думы происходило постепенное прекращение деятельности Земских соборов. При почти одинаковой продолжительности царствования Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича на годы правления последнего приходится Земских соборов в два раза меньше. Сословный состав их становился от созыва к созыву всё уже.
Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к увеличению числа приказов, которых в разное время существовало около 100. Так, например, Посольский приказ ведал вопросами внешней политики, Приказ Большого дворца — дворцовым хозяйством и имуществом царя, Конюшенный распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов, Разрядный распределял бояр и дворян на царскую службу, Поместный ведал земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин, и др. Едва ли не центральное место среди приказов занимал Челобитный, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных. Созданный при Алексее Михайловиче Приказ тайных дел контролировал деятельность всех госучреждений и ведал хозяйством царской семьи. Всё это вело к превращению власти царя в абсолютную, не ограниченную другими органами управления.
Последний полноценный Земский собор, принявший решение о присоединении Левобережной Украины и Киева к России, состоялся в 1653 г.
В 1649 г. Земским собором было утверждено Соборное уложение — свод законов Российского государства. Уложение отразило усиление царской власти. Все деяния против царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви объявлялись «государственными преступлениями», за которые полагалась смертная казнь. Уложение отменило «урочные лета». Отныне владельцы могли искать бежавших крестьян «вечно» и возвращать их в свои владения. В России установилось крепостное право. Крепостничество — это наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, которая проявлялась в прикреплении их к земле («крепок», т. е. крепостной) и полном подчинении феодалу.
Таким образом, на протяжении XVII в., особенно во второй его половине, идёт процесс формирования предпосылок абсолютизма в России. Ряд прежних органов власти и управления утрачивает своё значение. Власть всё больше сосредоточивается в руках монарха, который стремится к опоре на бюрократию и армию. Это отразилось и в титулатуре Алексея Михайловича, принявшего в 1645 г. титул «Царь, Государь, Самодержец».
Внешняя политика России в XVII в. При первых Романовых главным противником России оставалась Речь Посполитая (Польша). В 1618 г. с Польшей было подписано Деулинское перемирие сроком на 14,5 лет. По условиям перемирия поляки удерживали за собой Смоленск и часть северских городов. Владислав не отказывался от претензий на московский престол. Царю Михаилу Фёдоровичу предстояло возвратить утраченные Россией территории и поднять авторитет страны.
В 1632 г. началась Смоленская война — война с Польшей за Смоленск. Война оказалась неудачной для России. Заключённый в 1634 г. мир оставлял Смоленские и Северские земли за Речью Посполитой. Владислав отказался от притязаний на русскую корону.
В конце 1640-х гг. началась борьба украинского народа за независимость от Речи Посполитой. Возглавил борьбу гетман (глава украинских казаков) Богдан Хмельницкий. Понимая, что восставшим самостоятельно не справиться с Польшей, Б. Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. Земский собор 1653 г. принял решение включить Украину в состав России и объявить войну Польше. В 1654 г. в Переяславле состоялся общий совет выборных представителей от всех сословий украинского населения (Переяславская рада). Все присутствующие единодушно высказывались за воссоединение Украины с Россией. После этого почти 15 лет Россия воевала с Польшей. В 1667 г. по Андрусовскому перемирию Россия получила Смоленские и Северские земли, признавалась её власть над Левобережной Украиной и Киевом. В 1686 г. с Польшей был подписан «Вечный мир», который закрепил эти земли за Россией.
В XVII в. продолжилось освоение сибирских просторов. Западная Сибирь ещё в конце XVI в. была присоединена к России. Здесь возникли сначала остроги, потом городки. Сюда бежали крестьяне и холопы, спасаясь от крепостнического гнёта. В Сибирь устремлялись также торговые и служилые люди. Налоговый гнёт здесь был меньше. С населения сибирских земель взимался пушной налог, который назывался ясак.
Дальнейшему освоению Сибири и Дальнего Востока способствовали экспедиции: в 1648 г. С. И. Дежнёва, открывшего пролив, разделяющий Америку и Азию; В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова, которые исследовали берега Амура и других рек; В. А. Атласов совершил походы по Камчатке. Приамурье вошло в состав России. Нерчинский договор 1689 г. определил границу между Россией и Китаем.
В 1687 и 1689 гг. состоялись два похода против Крымского ханства ставленника Софьи князя В.В. Голицына, которые окончились поражением русской армии. Тем не менее Крым впервые ощутил непосредственную угрозу от набиравшего силу Российского государства.
Организованный Петром в 1695 г. первый Азовский поход окончился неудачей. Главными причинами этого стали отсутствие единого военного командования, слабость артиллерии, отсутствие у России флота. Эти недостатки были учтены Петром в ходе второго похода 1696 г. Азов был взят. В результате этой победы Россия вышла к южным морям.
«Великое посольство» 1697-1698 гг. Петра ставило одной из целей поиск союзников в войне против Турции. И хотя создать такой союз не удалось, но возникла возможность борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Церковный раскол. По предложению царя Алексея Михайловича патриархом был избран Никон. С ним связано проведение церковной реформы, целью которой было устранить расхождения с греческими обрядами. Как мы помним, Русь приняла христианство по греческому образцу. За много лет в переписывавшихся от руки русских церковных книгах оказалось много описок и искажений текста. Никону было поручено провести церковную реформу — привести церковные книги и обряды в соответствии с оригиналами. В ходе церковной реформы 1653-1655 гг. было велено креститься не двумя, а тремя пальцами (трёхперстное знамение), земные поклоны были заменены поясными, был введён четырёхконечный крест, иконы и церковные книги исправлены по греческим образцам и т. д.
Не все верующие поддержали реформу патриарха Никона. И. Неронов, протопоп Аввакум считали новшества посягательством на веру. Они видели суть реформ в возвращении к русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.
В церкви возник раскол.
Патриарх Никон много лет пользовался доверием царя Алексея Михайловича, являлся его «собинным», т. е. особенным другом. Церковную власть Никон пытался поставить над царской («священство царства преболее есть»). Это привело к конфликту царя и патриарха. Никон в одной из проповедей в Успенском соборе заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, где стал ожидать примирения с царём. Но царь твёрдо решил показать, что свою власть он не намерен делить, и стал готовить церковный суд над Никоном.
Церковный Собор 1666-1667 гг. осудил Никона за самовольное оставление патриаршего престола, лишил его сана. Он был отправлен на вечное заточение в далёкий Ферапонтов монастырь.
Церковную реформу Собор поддержал, а её противников предал проклятию. Собор углубил раскол в Русской православной церкви.
Противников церковной реформы стали называть старообрядцами, или раскольниками. Выдающимся их руководителем был протопоп Аввакум (протопоп — это название старшего православного священника). Старообрядцев преследовали. Аввакума держали в тюрьме, а затем сожгли.
Старообрядчество включало в себя представителей самых разных социальных слоёв. Протест старообрядцев против реформы выражался в разных формах — от ухода в отдалённые места и основания там своих поселений до индивидуальных и групповых самосожжений и вооружённого сопротивления правительственным силам. Так, с 1668 по 1676 г. длилось восстание в Соловецком монастыре. Оно закончилось взятием монастыря царскими войсками и жестоким наказанием его участников.
Социальные движения XVII в. XVII век в русской истории современники именуют «бунташным». Этот век начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими бунтами, последняя треть — восстанием Степана Разина.
Важнейшими причинами такого размаха социальных конфликтов явились:
— закрепощение крестьян;
— усиление государственных налогов и повинностей;
— попытки ограничения казачьей вольницы;
— церковный раскол и расправы со старообрядцами.
В 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт в ответ на попытку правительства ввести дополнительную пошлину на соль. В 1662 г. изъятие серебряной монеты и замена её медной привело к Медному бунту.
Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам. Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию в счёт погашения долгов. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Все восстания были подавлены правительственными войсками.
Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге. В основном в движении участвовали казаки.
Введение Соборного уложения 1649 г., розыск и расправа над беглыми крестьянами, разорение многих селян и горожан вели к оттоку их на окраины страны, прежде всего на Дон. Но и здесь шло расслоение на домовитых казаков (казацкую старшину) и пришлых (казацкую голытьбу), попадавших в зависимость к первым.
Восстание донского казачества началось в 1666 г. Мирный поход казаков во главе с атаманом В. Усом к Туле с просьбой принять их на службу к царю перерастал в восстание. К казакам присоединилось несколько тысяч крестьян, холопов. С большим трудом они были вытеснены правительственными войсками.
Наиболее мощным народным выступлением стало восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина 1667-1671 гг.
В своём развитии восстание прошло ряд этапов. На первом этапе, в мае 1667 г., С. Разин привёл казаков с Дона на Волгу («поход за зипунами»). Миновав Астрахань и ограбив по дороге караван судов, разинцы вышли в Каспийское море. Затем, после зимовки в Яицком городке, казаки совершили удачные набеги на владения иранского шаха. Их возвращение в августе 1669 г. на Дон с богатой добычей произвело большое впечатление и укрепило известность Разина как удачливого атамана. Начало второму этапу положил захват разинцами в апреле 1670 г. Царицына. Затем, благодаря помощи местного населения и стрельцов, они взяли Астрахань. Разин двинулся вверх по Волге и без боя захватил Саратов и Самару. Везде он вводил казачье устройство, жестоко расправлялся с боярами, дворянами и приказными людьми. К Разину примыкали беглые люди, восстание охватило огромную территорию Поволжья. Сознавая нависшую угрозу, власть мобилизовала все силы. В итоге в октябре 1670 г. царские войска нанесли поражение отряду Разина у Симбирска. Разин получил серьёзное ранение и, надеясь продолжить борьбу, бежал на Дон. Однако после поражения он уже не пользовался прежним влиянием, вскоре был схвачен зажиточными казаками и выдан властям. Разина после пыток казнили в июне 1671 г. в Москве. Астрахань — последний оплот восставших — была взята царскими войсками в ноябре 1671 г.
Культура России XVII в. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России, что обусловило и неоднозначный характер развития культуры. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал процесс её обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства.
Образование. Развитие торговли и ремесла, рост управленческого аппарата, активизация международных связей России требовали увеличения числа грамотных и образованных людей. Развивалась система образования. Расширялась система начального образования: открывались школы при церквах, монастырях, частные учебные заведения, широкое распространение среди знати получило домашнее образование.
В 1687 г. в Москве греками братьями Лихудами было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия), в котором наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.
Благодаря развитию книгопечатания увеличивался выпуск книг. Среди них популярностью пользовались «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева и др.
Для царя Алексея Михайловича и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты» .
Развивались научные знания. Был издан «Синопсис» — первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII в., по которой изучалась история нашей страны и в XVIII в.
Русскими путешественниками и первопроходцами были составлены описания путешествий и карты сибирских земель.
Способствовали распространению научных знаний русские путешественники и послы. Так, Арсений Суханов, церковный деятель, дипломат, писатель, по поручению патриарха Никона привёз в Россию более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.
«Устав ратных, пушечных и других дел» Анисима Михайлова заключал в себе сведения по математике, физике, химии, механике.
Полученные научные знания использовались на практике русскими мастерами (в 1615 г. была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой, широко использовались водяные двигатели и др.).
Литература характеризуется усилением светского начала, появлением новых литературных жанров. Так, сатирические («О Ерше Ершовиче», «О Шемякином суде») повести обличали социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей.
На основе житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).
Объектом критики стала даже церковь («Сказание о куре и лисице»), авторитет которой был весьма высок. К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоёв, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении («Повесть о Горе-Злосчастии).
В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Широкое распространение получили исторические песни о разбойниках и о Степане Разине («Смерть Разина»).
В архитектуре отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Появляется большое количество общественных зданий. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве. Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии, тщательной проработке множества мелких деталей.
Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатёр над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимися памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В конце столетия появляется новый стиль — «московское», или «нарышкинское» барокко. Его отличали четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, (колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях, например).
Переживает расцвет деревянное зодчество, уходящее своими корнями в языческую старину. Образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками «восьмым чудом света». Яркая раскраска, золочёная резьба и причудливые формы придают ансамблю вид сказочного города.
Обмирщение искусства наиболее заметно проявилось в живописи, в том числе иконописи.
Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков. Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица (наиболее известным его произведением был «Спас Нерукотворный»).
В последней четверти XVI в. зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona — личность). В первой половине XVIIстолетия техника художников была аналогична иконописной — писали на досках, яичными красками. Во второй половине XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте (изображения царя Фёдора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского).
В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нём играли немецкие актёры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества. Широкое распространение получил бродячий театр.
Таким образом, культура XVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования XVIII в.
Культура этого периода ещё сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы и новые тенденции. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала обмирщению искусства, которое проявилось в стремлении к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений.
1 Здесь и далее указаны годы правления.