История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Тренировочные задания - Урок 4 - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.
Часть 1 (А)
При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.
Знание дат
1. Какое из перечисленных событий произошло в 1613 г.?
1) избрание на царство Бориса Годунова
2) начало польской интервенции
3) освобождение Москвы от поляков
4) избрание на царство Михаила Романова
2. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.?
1) «Слово о полку Игореве»
2) «Задонщина»
3) «Житие» протопопа Аввакума
4) «Хождение за три моря»
3. Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 — отражают основные этапы
1) борьбы России за выход к морю
2) образования Российского централизованного государства
3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
4) закрепощения крестьян
4. Соборное уложение царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г.
2) 1645 г.
3) 1646 г.
4) 1647 г.
5. В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?
1) 1480 г.
2) 1648 г.
3) 1700 г.
4) 1762 г.
6. Какое событие произошло в 1654 г.?
1) издание «Жалованной грамоты дворянству»
2) присоединение к России Левобережной Украины
3) принятие Соборного уложения
4) подписание Ништадтского мира со Швецией
7. В каком веке состоялся Земский собор, принявший решение о присоединении к России Левобережной Украины и Киева?
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
8. Восстание под руководством С. Разина произошло в
1) 1606-1607 гг.
2) 1670-1671 гг.
3) 1707-1708 гг.
4) 1773-1775 гг.
9. Что из перечисленного произошло в XVII в.?
1) церковный раскол
2) Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачёва
3) Семилетняя война
4) введение опричнины
10. В каком веке произошли Соляной и Медный бунты в Москве, Соловецкое восстание?
1) XV в.
2) XVI в.
3) XVII в.
4) XVIII в.
11. Чем отмечен в истории России 1649 г.?
1) окончанием зависимости Руси от Золотой Орды
2) принятием Табели о рангах
3) победой России в Северной войне
4) принятием Соборного уложения
12. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы от поляков?
1) 1589 г.
2) 1612 г.
3) 1662 г.
4) 1701 г.
13. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»?
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
14. В каком веке произошёл раскол в Русской православной церкви?
1) XV в.
2) XVI в.
3) XVII в.
4) XVIII в.
15. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых,
1) 1613 г.
2) 1649 г.
3) 1654 г.
4) 1672 г.
16. Какое событие произошло позже других?
1) принятие Соборного уложения
2) воцарение Романовых
3) получение Россией выхода к Балтийскому морю
4) появление на политической арене Лжедмитрия I
17. В каком году был принят Новоторговый устав?
1) 1667 г.
2) 1672 г.
3) 1712 г.
4) 1775 г.
18. Какая дата связана с окончательным закрепощением крестьян?
1) 1480 г.
2) 1556 г.
3) 1649 г.
4) 1721 г.
19. Экспедиции В. Пояркова и Е. Хабарова состоялись в
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
20. Какое из названных событий в России относится к XVII в.?
1) принятие Судебника Ивана III
2) созыв Уложенной комиссии
3) принятие Соборного уложения
4) создание Сената
21. В каком веке в состав России была включена Восточная Сибирь?
1) XIV
2) XV
3) XVI
4) XVII
Знание фактов
22. Захват Смоленска польскими войсками, захват Новгорода шведскими войсками, формирование народных ополчений — все эти события произошли в годы
1) Ливонской войны
2) Северной войны
3) Смутного времени
4) «бироновщины»
23. Согласно условиям Столбовского мира со Швецией, заключённого в 1617 г., Россия
1) лишилась выхода в Балтийское море
2) потеряла Чернигово-Северские земли
3) получила выход в Балтийское море
4) потеряла Смоленские земли
24. С какими событиями связано «дело патриарха Никона»?
1) усилением противоречий между светской и духовной властями
2) опричным террором против церковнослужителей
3) учреждением патриаршества в России
4) созданием Святейшего Синода
25. Историческое полотно В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» воссоздаёт события, связанные с (со)
1) крестьянским восстанием под руководством Емельяна Пугачёва
2) расколом Русской православной церкви
3) правлением царевны Софьи
4) стрелецкими бунтами
26. В царствование царя Алексея Михайловича
1) произошёл церковный раскол
2) было учреждено патриаршество
3) Русь приняла христианство
4) был учреждён Святейший Синод
27. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связно с именем
1) Ермака Тимофеевича
2) Семёна Дежнёва
3) Степана Разина
4) Витуса Беринга
28. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником
1) Михаила Романова
2) Ивана Калиты
3) Василия Тёмного
4) Ивана Грозного
29. В каком из названных документов содержались отмена «урочных лет» и бессрочный сыск беглых крестьян?
1) Соборном уложении 1649 г.
2) Судебнике 1497 г.
3) Судебнике 1550 г.
4) указе об «урочных летах»
30. Кто из названных лиц принадлежит к современникам Алексея Михайловича?
1) Иван Болотников
2) патриарх Никон
3) Борис Годунов
4) Емельян Пугачёв
31. Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров — это
1) архитекторы, приглашённые в Россию при Иване III
2) землепроходцы, открывшие новые земли
3) основатели книгопечатания в России
4) руководители Первого ополчения во время Смуты
32. Первым из династии Романовых царский престол получил по наследству
1) Алексей Михайлович
2) Михаил Фёдорович
3) Фёдор Алексеевич
4) Пётр Алексеевич
33. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
1) Иосиф Волоцкий
2) патриарх Никон
3) митрополит Макарий
4) Сергий Радонежский
34. Раскол Русской православной церкви в XVII в. нашёл отражение в противоборстве
1) патриарха Никона и протопопа Аввакума
2) Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
3) митрополита Макария и священника Сильвестра
4) Ивана Грозного и Андрея Курбского
35. Кто из названных лиц был противником церковных реформ патриарх Никона?
1) Сергий Радонежский
2) патриарх Филарет
3) протопоп Аввакум
4) Иосиф Волоцкий
Знание понятий
36. Как называлась система замещения высших должностей в Московском государстве в XVI - конце XVII в.?
1) кормление
2) местничество
3) опричнина
4) земщина
37. «Ясачные» люди — это
1) сибирские и амурские казаки
2) черносошные крестьяне Севера
3) монастырские крестьяне Поволожья
4) нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обязанное платить натуральные подати
38. Стиль архитектуры XVII в. — это
1) «нарышкинское» барокко
2) ампир
3) классицизм
4) модерн
39. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
1) монастырь
2) посад
3) скит
4) хутор
40. Какой из названных законодательных актов регулировал все стороны общественной жизни России в XVII в.?
1) «Табель о рангах»
2) Свод законов Российской империи
3) «Русская Правда»
4) Соборное уложение
41. Как назывались воинские части, сформированные в XVII в. в России из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев?
1) гвардейцы
2) рекруты
3) стрельцы
4) полки «иноземного строя»
42. Как называлось в России XVII-XVIII вв. военнослужилое сословие, на которое были возложены функции охраны границ?
1) купечество
2) казачество
3) посадские люди
4) мещанство
43. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?
1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) запрещение передавать поместья по наследству
3) установление «Юрьева дня»
4) введение «урочных лет»
44. Как назывался законодательный акт, положивший начало созданию общегосударственной системы крепостного права в России?
1) «Русская Правда»
2) Судебник Ивана III
3) Судебник Ивана IV
4) Соборное уложение
45. Первый сводный кодекс законов России, принятый в 1649 г., вошёл в историю под названием
1) Судебника
2) «Жалованной грамоты»
3) Соборного уложения
4) «Табели о рангах»
Знание причин и следствий
46. Что из названного было результатом восстания в Москве в 1662 г.?
1) введение подушной подати
2) отмена рекрутчины
3) отмена медных денег
4) отмена «урочных лет»
47. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.?
1) принятие Соборного уложения, завершение юридического оформления крепостного права
2) злоупотребления при проведении наборов
3) недовольство введением подушной подати
4) исчезновение юридических различий между вотчиной и поместьем
48. Старообрядчество в России возникло в результате
1) решения Стоглавого собора
2) переезда митрополита из Киева во Владимир
3) борьбы иосифлян и нестяжателей
4) церковного раскола
49. Окончательное оформление крепостничества в России было результатом принятия
1) «Табели о рангах»
2) «Указа о единонаследии»
3) «Жалованной грамоты дворянству»
4) Соборного уложения
50. В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России?
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол
51. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к
1) появление полков «нового строя»
2) введению рекрутчины
3) введению всеобщей воинской обязанности
4) появлению стрелецких полков
52. Что из перечисленного было последствием развития в XVII в. приказной системы управления?
1) повышение роли местных органов управления
2) повышение роли чиновников в управлении государством
3) усиление роли Земских соборов и Боярской думы
4) выборность органов государственной власти
53. Одним из следствий принятия Соборного уложения 1649 г. было
1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет
3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»
4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь
54. Что из названного было одной из причин церковного раскола в XVII в.?
1) проведением царём секуляризации церковных земель
2) решение об исправлении церковных текстов
3) учреждение патриаршества
4) обострение борьбы между нестяжателями и иосифлянами
55. Что стало итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.)?
1) Россия получила Левобережную Украину и Киев
2) Россия получила выход к Балтийскому морю
3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины
4) Речь Посполитая вернула России Новгород
56. Что было одной из причин народных движений в России XVII в.?
1) окончательное закрепощение крестьян
2) введение правила Юрьева дня
3) введение рекрутской повинности
4) введение подушной подати
57. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был
1) отменить медные деньги
2) ликвидировать «белые слободы»
3) отменить рекрутчину
4) ввести подушную подать
58. Что из названного было последствием церковной реформы XVII в, проведённой Никоном?
1) учреждение патриаршества
2) церковный раскол
3) секуляризация церковных земель
4) учреждение Синода
59. В результате Смоленской войны
1) за Речью Посполитой закрепились территориальные приобретения, сделанные во время Смуты
2) крепость Азов не сумели присоединить к России
3) город Смоленск был отвоёван русскими войсками
4) король Владислав выдвинул претензии на московский престол
60. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?
1) введение новых пошлин и денег
2) ликвидация городского самоуправления
3) введение рекрутской повинности для посадского населения
4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле
61. Что из названного относится к последствиям отмены в 1682 г. местничества?
1) консолидация дворянства и укрепление его позиций
2) слияние вотчины и поместий
3) право участия в Земских соборах черносошных крестьян
4) секуляризация церковных земель
62. Что из названного явилось главной заслугой князя В.В. Голицына в конце XVII в.?
1) успешное руководство Стрелецким приказом
2) заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой
3) разгром крымских татар
4) организация полков «нового строя»
63. Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича?
1) присоединение Крыма к России
2) взятие Казани
3) утверждение России в Средней Азии
4) присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
Соотнесение единичных фактов и общих явлений
64. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII в. с
1) Польшей
2) Турцией
3) Швецией
4) Англией
65. Понятие отмена «урочных лет» связано с документом
1) «Табель о рангах»
2) Соборное уложение 1649 г.
3) Судебник 1497 г.
4) «Жалованная грамота дворянству»
66. Какой из названных ниже документов был составлен в XVII в.?
1) «Табель о рангах»
2) «Указ о престолонаследии»
3) Соборное уложение
4) Судебник
67. Утверждение «Священство выше царства» связано с
1) борьбой иосифлян и нестяжателей
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона
3) реформами Избранной рады
4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII г.
68. Какие из названных явлений политической жизни XVII в. свидетельствовали о перерастании монархии сословно-представительной в самодержавную?
1) учреждение патриаршества
2) начало деятельности Земских соборов
3) прекращение созыва Земских соборов
4) реформы Избранной рады
Поиск информации в источнике
69. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому из государей относится содержащаяся в отрывке характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «Тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти над своим народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чьё имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу
2) Петру Алексеевичу
3) Павлу Петровичу
4) Петру Фёдоровичу
70. Прочтите отрывок из документа и определите его название.
«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.
Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».
1) Соборного уложения 1649 г.
2) Судебника 1497 г.
3) Судебника 1550 г.
4) «Русской Правды»
71. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите имя церковного деятеля, о котором идёт речь.
«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. — патриархом».
1) Филарет
2) Иов
3) Аввакум
4) Никон
72. Прочтите отрывок из исторического сочинения и определите имя церковного деятеля XVII в., о котором идёт речь.
«Сын своего времени, он ничем не отличался по мировоззрению от окружающих. Для него, весь центр тяжести веры и культа лежал именно в магической обрядности, и исправлениям ея, введением правильной чистой греческой обрядности он искренно хотел очистить веру и улучшить способы угождения божеству. Ход исправления, принятый им, только способствовал разрыву между старой верой и новым единообразием».
1) Иосиф Волоцкий
2) Нил Сорский
3) патриарх Никон
4) протопоп Аввакум
73. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите имя царя, о котором идёт речь.
«То, что современники назвали XVII столетие “бунташным” веком, во многом основано на реалиях истории России этого периода. Казалось бы, правивший в столь сложных условиях государь мог ожесточиться, очерстветь, ввести исключительно авторитарный режим, словом, походить на своего не столь далёкого предшественника Ивана Грозного. Царь, конечно, прибегал к жёстким и даже жестоким мерам, когда речь шла о подавлении народных выступлений, когда стоял вопрос о сохранении всей системы государственной власти. Но по своему характеру, склонностями, пристрастиями в быту он сильно отличался от русского тирана XVI в. Недаром и прозвали его Тишайшим».
1) Алексей Михайлович
2) Михаил Фёдорович
3) Фёдор Алексеевич
4) Фёдор Иоаннович
74. Прочтите отрывок из труда историка В.О. Ключевского и укажите, со временем правления какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц.
«Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть — смиренномудрие. Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всём несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора».
1) Петра I
2) Алексея Михайловича
3) Бориса Годунова
4) Александра I
75. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, к какому веку относятся описанные события.
«Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т.е. иноземного, западного. Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины (...) тянувшие людей в разные стороны».
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XV в.
4) XIX в.
Часть 2 (В)
Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
Установление хронологической последовательности
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) воцарение Романовых
2) церковный раскол
3) Пугачёвское восстание
4) Смута
5) Медный бунт
2. Расположите в хронологической последовательности фамилии исторических лиц. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Богдан Хмельницкий
2) патриарх Филарет
3) царь Фёдор Алексеевич
4) царь Фёдор Иоаннович
5) Василий Шуйский
3. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) венчание на царство Ивана Грозного
2) венчание на царство Михаила Романова
3) «стояние на реке Угре»
4) заключение Столбовского мира
5) заключение Деулинского перемирия
4. Расположите в хронологической последовательности фамилии исторических деятелей. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии исторических деятелей, в правильной последовательности в таблицу.
1) А. Л. Ордин-Нащокин
2) А. Д. Меншиков
3) Борис Годунов
4) А. Ф. Адашев
5) Г. А. Потёмкин
5. Расположите в хронологической последовательности события «бунташного» века. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Медный бунт
2) Соляной бунт
3) восстание под предводительством Степана Разина
4) восстание под руководством Ивана Болотникова
5) стрелецкие бунты
Группировка фактов
6. Какие три из перечисленных событий относятся к XVI-XVII вв.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Ливонская война
2) Северная война
3) Смоленская война
4) Крымская война
5) Крымские походы
6) Кавказская война
7. Какие три из перечисленных имён относятся к XVII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Витус Беринг
2) Андрей Курбский
3) Ерофей Хабаров
4) Алексей Адашев
5) патриарх Никон
6) Аввакум
8. Какие три из перечисленных положений содержало Соборное уложение 1649 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) введение подушной подати
2) создание Земских соборов
3) прикрепление жителей городов к посаду
4) освобождение дворян от обязательной службы
5) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя
6) отмена «урочных лет», введение бессрочного сыска беглых крепостных
9. Какие три из перечисленных договоров были заключены Россией в XVII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) «Вечный мир» с Польшей
2) Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией
3) Столбовский мир со Швецией
4) Ясский мир с Турцией
5) Ништадтский мир со Швецией
6) Андрусовское перемирие с Польшей
10. Какие три из перечисленных лиц были известными русскими первопроходцами XVII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Иван Болотников
2) Фёдор Конь
3) Семён Дежнёв
4) Василий Поярков
5) Михаил Шеин
6) Ерофей Хабаров
|
Систематизация фактов, понятий
11. Установите соответствие между характеристиками исторических лиц и их именами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) «боярский царь» Б) «испечён в польской печке, а заквашен в Москве» В) «Тушинский вор» Г) «не способнейший, а удобнейший» |
ИМЕНА 1) Кузьма Минин 2) Василий Шуйский 3) Лжедмитрий I 4) Лжедмитрий II 5) Михаил Романов |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
12. Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) А. Ордин-Нащокин Б) Ф. Лефорт В) Н. Панин Г) Э. Бирон |
1) Пётр I 2) Алексей Михайлович 3) Екатерина II 4) Анна Иоанновна 5) Борис Годунов |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
13. Установите соответствие между названиями социальных движений и именами государей, в чьё правление они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
НАЗВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ А) выступление Ивана Болотникова Б) восстание под руководством Степана Разина В) крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва Г) восстание под руководством Кондратия Булавина |
ИМЕНА ГОСУДАРЕЙ 1) Алексей Михайлович 2) Екатерина II 3) Василий Шуйский 4) Анна Иоанновна 5) Пётр I |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
14. Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ А) «урочные лета» Б) Соборное уложение В) Переяславская рада Г) раскол |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) совет, принявший решение о переходе Украины в российское подданство 2) разделение православных верующих вследствие реформ 3) срок сыска беглых крестьян 4) свод российских законов единого Российского государства 5) форма самоуправления |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
15. Установите соответствие между терминами, понятиями и временем их появления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ А) «заповедные годы» Б) подушная подать В) отмена «урочных лет» Г) Юрьев день |
ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ 1) XIX в. 2) XVI в. 3) XV в. 4) XVII в. 5) XVIII в. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Поиск информации в источнике
16. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь.
«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего “собинного друга” Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала ему.
Ответ: _________________________________________.
17. Прочтите отрывок из сочинения Г. Котошихина и напишите имя царя, в правление которого произошли описанные события.
«И видя царь, что в деньгах почало быть воровство великое и много кровопролития учинилося, а те медные деньги год от году подешевели, сперва ходили рубль против рубля, а потом почали ходить по 2 и по 3 и по 4 и по 5 и по 6 и по 10... рублёв медных денег за серебряный рубль, и в государстве серебряными деньгами учала быть скудость, а на медные было всё дорого и многие помирали с голоду: и умысля царь, чтоб ещё чего меж людми деньгах не учинилося, велел те медные деньги оставить и не торговать.»
Ответ: _________________________________________.
18. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина «О России в царствовании Алексея Михайловича» и напишите, как назывался приказ, о котором идёт речь?
«В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подъячих с послами в государства ... и в войну с воеводами, для того, что послы... много чинят не к чести своему государю... а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подъячии за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и... послы или воеводы. тех подъячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они... их... выславляли, а худым не поносили».
Ответ: _________________________________________.
Систематизация исторической информации1
19. Ниже приведён перечень терминов (понятий). Все они, за исключением одного, относятся к экономическому развитию России в XVII в.
Общероссийские ярмарки, мануфактуры, мелкотоварное производство, фабрика, Новоторговый устав. Найдите и запишите термин (понятие), относящийся к другому историческому периоду.
Ответ: _________________________________________.
Знание основных фактов, процессов, явлений1
20. Найдите пропущенное понятие (термин).
Порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков, а не за личные заслуги, — назывался
Ответ: _________________________________________.
Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1
21. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Исторический деятель |
Событие |
Год |
Царь Алексей Михайлович |
__________________________ (А) |
1649 |
__________________________ (Б) |
крестьянско-казацкая война |
____________ (В) |
Гетман Богдан Хмельницкий |
__________________________ (Г) |
1654 |
__________________________ (Д) |
отмена местничества |
____________ (Е) |
1) Степан Разин
2) отмена местничества
3) принятие Соборного уложения
4) Переяславская рада
5) царевна Софья
6) присоединение Крыма к России
7) 1670-1671 гг.
8) царь Фёдор Алексеевич
9) 1682 г.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 Различное содержание в разных вариантах.
Часть 3 (С)
Текст
Из сочинения В. О. Ключевского.
«Вступая на патриарший престол, он связал боярское правительство и народ торжественною клятвой дать ему волю устроить церковные дела, получил своего рода церковную диктатуру. Став патриархом, он на много дней затворился в книгохранилище, чтобы рассмотреть и изучить старые книги и спорные тексты. Он начал рассматривать и сличать с греческим славянский текст Символа веры и богослужебных книг и везде нашёл перемены и несходства с греческим текстом. В сознании своего долга поддерживать согласие с церковью греческой он решил приступить к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов. Он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвояли приёмы католических живописцев. Легко понять смущение, в какое должны были впасть от этих новизн православные русские умы, и без того тревожно настроенные. Распоряжения [патриарха] показывали русскому православному обществу, что оно доселе не умело ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать богослужение как следует...
Тревога усиливалась ещё тем, что все свои распоряжения патриарх вводил порывисто и с необычайным шумом, не подготовляя к ним общества и сопровождая их жестокими мерами против ослушников. Оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека — таковы были обычные приёмы его властного пастырства.
[Патриарх] много помог успехам раскола тем, что плохо понимал людей, с которыми ему приходилось считаться, слишком низко ценил своих противников...
Внося личную вражду в церковное дело, патриарх одновременно и ронял свой пастырский авторитет, и украшал страдальческим венцом своих противников...
Так он не оправдал своей диктатуры, он не устроил церковных дел, напротив, ещё более их расстроил».
1. С1. О чьих действиях идёт речь в тексте? О каком событии? К какому веку оно относится? Кто был государём в это время?
2. С2. На основе текста и знаний по истории раскройте суть реформ (не менее двух положений).
3. С3. Как Ключевский оценивает деятельность патриарха? Какие особенности его личности отмечает? Приведите всего не менее трёх положений.
Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1
С4. В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Фёдор Алексеевич отменил местничество. Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трёх причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.
5. С5. Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I.
1) Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы.
2) Россия в XVII в. вступила в период модернизации и усваивала экономические, военные и культурные новшества из Западной Европы.
Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.
Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1
6. С6.1. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Патриарх Никон;
2) царь Алексей Михайлович;
3) Степан Разин.
Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т. п.).
7. С6.2. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Аввакум;
2) Елизавета Петровна;
3) Павел I
Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т. п.).
1 Различное содержание в разных вариантах.