Раздел 4. РОССИЯ В XX В. (1900-1945 гг.) - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Раздел 4. РОССИЯ В XX В. (1900-1945 гг.) - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ

Часть 1 (А)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

2

21

1

41

1

2

3

22

4

42

3

3

4

23

4

43

2

4

1

24

3

44

2

5

1

25

3

45

3

6

1

26

2

46

1

7

2

27

1

47

4

8

2

28

3

48

1

9

4

29

2

49

3

10

3

30

1

50

3

11

3

31

4

51

2

12

2

32

3

52

2

13

3

33

1

53

3

14

3

34

1

54

2

15

4

35

3

55

3

16

2

36

1

56

4

17

4

37

1

57

1

18

2

38

3

58

3

19

4

39

1

59

4

20

3

40

2

60

4


Часть 2 (В)


Ответ

1

53142

2

35421

3

53124

4

52413

5

13524

6

135

7

146

8

235

9

156

10

136

11

146

12

236

13

146

14

136

15

НиколайВторой

16

русскояпонская

17

Варяг

18

Гапон

19

Витте<или>СергейВитте<или>СЮВитте

20

кадеты

21

НиколайВторой

22

Столыпин<или>ПетрСтолыпин<или>ПАСтолыпин

23

серебряныйвек

24

Перваямировая

25

Ленин<или>ВладимирЛенин<или>ВИЛенин

26

2153

27

5142

28

5132

29

4215

30

5321

31

кадеты

32

октябристы

33

Сенат

34

261583

35

865741


Часть 3 (С)


№ задания

Тип задания

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1

С1

Может быть указано, что

— война — Первая мировая война;

— годы — 1914-1918 гг.;

— царь — Николай II

2

С2

Могут быть названы следующие причины:

— защита Россией братской Сербии;

— защита Россией своих интересов на Балканах;

— стремление России к установлению контроля над черноморскими проливами;

— исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией;

— желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти

3

С3

Могут быть указаны следующие ошибки правительства:

— нежелание правительства сотрудничать с общественными организациями, с Государственной думой, недоверие со стороны власти к общественным силам;

— неспособность объяснить народным массам цели России в войне и последствия возможного поражения;

— отказ в довоенное время решать насущные социальные и экономические вопросы;

— плохая подготовка армии и тыла к войне;

— решение Николая II принять на себя Верховное главнокомандование (в 1915 г.)

4

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— Россия проиграла все крупные сражения этой войны;

— при продолжении войны японцы могли захватить весь Дальний Восток;

— Россия была экономически истощена в ходе войны;

— в это время шла первая российская революция;

— на Россию оказывалось давление со стороны европейских стран и США.

Могут быть даны другие объяснения

5

С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения;

2) аргументы, например:

при выборе первой точки зрения может быть сказано, что:

— аграрные преобразования Столыпина напрямую не затрагивали собственнических прав помещиков;

— аграрные реформы Столыпина отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель;

— благодаря столыпинским реформам, продавшие свою землю бедняки пополняли ряды сельскохозяйственных рабочих, труд которых использовался в помещичьих хозяйствах;

— изменённый 3 июня 1907 г. избирательный закон предоставил больше преимуществ дворянам-помещикам (в том числе в ущерб крестьянским правам);

— при П. А. Столыпине продолжал действовать Дворянский банк, предоставлявший льготные кредиты помещикам

при выборе второй точки зрения может быть сказано, что:

— реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);

— Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины, при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам;

— реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;

— переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в Центральном регионе;

— столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;

— в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;

— выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;

— при реформировании системы местного самоуправления Столыпин планировал предоставить больше прав крестьянам-собственникам

6

С6

См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682683, 715-716, 756-757, 763-764


Тема 2. Россия в 1917-1920 гг.


Часть 1 (А)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

4

21

4

41

1

2

2

22

2

42

3

3

1

23

4

43

3

4

3

24

1

44

2

5

4

25

3

45

3

6

2

26

2

46

4

7

1

27

3

47

3

8

2

28

1

48

2

9

4

29

4

49

2

10

2

30

2

50

4

11

2

31

2

51

1

12

1

32

1

52

3

13

1

33

1

53

2

14

4

34

1

54

2

15

2

35

3

55

4

16

2

36

1

56

2

17

1

37

4

57

3

18

3

38

1

58

2

19

1

39

4

59

2

20

4

40

2

60

3


Часть 2 (В)

Ответ

1

23415

2

32451

3

15423

4

32415

5

34521

6

135

7

236

8

123

9

235

10

Временное

11

Милюков<или>ПавелМилюков<или>ПНМилюков

12

Корнилов<или>ЛаврКорнилов<или>ЛГКорнилов<или>генералКорнилов

13

большевики

14

ВЧК

15

национализация

16

Учредительное

17

Гражданскаявойна

18

интервенция

19

РККА

20

комбеды<или>комитетыбедноты

21

3245

22

5321

23

2135

24

2154

25

2543

26

4312

27

3152

28

4125

29

СНК

30

продразвёрстка

31

наркоматы


Часть 3 (С)

№ задания

Тип задания

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1

С1

Может быть указано, что:

— событие — Февральская революция 1917 г. (принимается как верный только ответ, содержащий и название события, и год);

— название войны — Первая мировая

2

С2

Могут быть указаны следующие причины:

упоминаемые в тексте:

— неспособность царского правительства привести Россию к победе в войне;

приводимые на основе знаний по курсу истории:

— нерешённость аграрного вопроса;

— нерешённость рабочего вопроса;

— нерешённость национального вопроса;

— ухудшение жизни населения в ходе войны;

— скандалы, сопровождавшие жизнь царской семьи (распутинщина)

3

С3

Может быть указано, что:

— А. В. Колчак приветствовал переворот (перемену правительства).

Могут быть указаны следующие причины:

— отсутствие у Колчака веры в способность прежнего правительства привести Россию к победе;

— вера в подъём энтузиазма, патриотизма в связи со сменой правительства;

— высокое мнение о качествах людей, пришедших к власти;

— представление о своей службе, как службе Родине, а не отрёкшемуся государю;

— отречение царя освободило А. В. Колчака от присяги (обязательств по отношению к монархии)

4

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— большевики не были патриотами России, мыслили категориями мировой революции;

— Ленин и большевики, в отличие от Николая II, не несли ответственности за начало войны и были более свободны в отношении условий её завершения;

— большевики должны были выполнить своё обещание о заключении мира, данное в 1917 г.;

— к 1918 г. произошёл полный развал армии, которая не была способна воевать дальше;

— нарастала усталость населения от войны;

— Ленин ожидал, что в Германии вскоре произойдёт социалистическая революция, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены;

— по мнению некоторых историков, большевики были связаны с германским правительством, от которого получали определённую поддержку. Могут быть даны другие объяснения

5

С5

Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— в октябре 1917 г. большевиков поддержали солдаты и матросы, не желавшие идти на фронт;

— продолжавшаяся война вела к ухудшению положения населения, готового поддержать любую партию, выступившую против войны;

— именно продолжение войны не позволило приступить Временному правительству к решению аграрного и рабочего вопросов, что подорвало его авторитет

При выборе второй точки зрения:

— в партии большевиков была железная дисциплина, что обеспечивало лучшую организованность в условиях революции;

— все лозунги большевиков были понятны и близки малообразованному населению, так как демагогически обещали простое решение сложных проблем;

— значительная часть населения страны поддерживала социалистические лозунги;

— большевики были единственной крупной партией, обещавшей немедленный переход к преобразованиям;

— Временное правительство было недееспособным, и без большевиков, после августа 1917 г., военная диктатура была невозможна, а с большевиками единственными ассоциировались к октябрю 1917 г. представления о твёрдой власти;

— большевики были наиболее популярны в рабочей среде, рабочие составляли большинство населения крупных городов, а именно в них решалась судьба власти

6

С6

См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764


Тема 3. Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.


Часть 1 (А)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

3

28

1

55

4

2

2

29

3

56

1

3

1

30

2

57

2

4

1

31

2

58

4

5

2

32

2

59

1

6

1

33

4

60

1

7

3

34

2

61

2

8

3

35

4

62

4

9

4

36

1

63

3

10

2

37

3

64

4

11

1

38

4

65

3

12

2

39

3

66

1

13

3

40

4

67

2

14

3

41

1

68

2

15

2

42

2

69

1

16

3

43

3

70

4

17

4

44

1

71

3

18

4

45

4

72

1

19

4

46

4

73

3

20

3

47

2

74

2

21

1

48

4

75

4

22

1

49

2

76

2

23

2

50

1

77

1

24

4

51

1

78

3

25

1

52

2

79

1

26

2

53

1

80

3

27

1

54

3




Часть 2 (В)

Ответ

1

24351

2

43512

3

51432

4

43215

5

53214

6

356

7

346

8

345

9

245

10

125

11

456

12

256

13

136

14

125

15

146

16

156

17

нэп

18

нэп

19

Ленин<или>ВладимирЛенин<или>ВИЛенин

20

СССР<или>СоветскийСоюз

21

коллективизация

22

индустриализация

23

стахановское<или>стахановцы

24

Шахтинское<или>Шахтинскоедело

25

Киров<или>СергейКиров<или>СМКиров

26

Испания

27

Финляндия

28

Булгаков<или>МихаилБулгаков<или>МАБулгаков

29

5142

30

2354

31

1453

32

3152

33

3245

34

4123

35

4215

36

3415

37

2431

38

3241

39

3415

40

3241

41

2143

42

раскулачивание

43

концессия

44

колхоз

45

236498

46

271659


Часть 3 (С)

№ задания

Тип задания

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1

С1

Может быть указано, что

— описанный в тексте процесс — индустриализация;

— руководитель страны — И. В. Сталин

2

С2

Могут быть названы следующие черты, особенности:

— форсированный характер индустриализации;

— большая роль энтузиазма, социалистического соревнования;

— партийный контроль над индустриализацией;

— изначально низкий уровень технической оснащённости строек, большая роль ручного труда;

— высокий уровень производственного травматизма, вызванный пренебрежением к технике безопасности на ударных стройках;

— использование принудительного труда (труд заключённых ГУЛАГа);

— индустриализация происходила за счёт перекачки средств и рабочей силы из деревни

3

С3

Могут быть названы следующие причины:

— недовольство рабочих повышением трудовых норм и введением непрерывной рабочей недели;

— тяжёлые бытовые условия участников ударных строек;

— использование методов принуждения при индустриализации;

— низкая заработная плата участников ударных строек

4

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— авторитет В. И. Ленина как вождя партии;

— большее соответствие подхода В.И. Ленина одному из основополагающих идеологических принципов большевиков - интернационализму;

— поддержка подхода В.И. Ленина со стороны большей части руководства союзных республик.

Могут быть даны другие объяснения

5

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— ужесточение политического режима;

— установление культа личности Сталина;

— недоверие со стороны партийных идеологов к творческим экспериментам интеллигенции;

— усиление государственного вмешательства во все сферы общественной жизни;

— забота государства о материальном положении творческой интеллигенции, поддерживающей партийную идеологию;

— стремление некоторых представителей творческой интеллигенции к материальным благам, которые предоставляло государство;

— утрата прежнего революционного романтизма некоторыми представителями советской интеллигенции

6

С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения;

2) аргументы, например:

при выборе первой точки зрения может быть сказано, что:

— подписание пакта стало необходимым в условиях провала переговоров с Англией и Францией;

— подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую агрессию на Запад;

— было выиграно время, необходимое для подготовки к войне;

— союз СССР и Германии заставил Японию переориентироваться на войну с США, и СССР избежал войны на два фронта;

— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны

при выборе второй точки зрения может быть сказано, что:

— пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма;

— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, Прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции;

— советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора;

— подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии как к союзнику или врагу, что нанесло вред обороноспособности страны;

— подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам

7

С6

См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764


Тема 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Часть 1 (А)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

2

26

1

51

2

2

2

27

1

52

4

3

3

28

1

53

4

4

1

29

2

54

2

5

2

30

1

55

2

6

2

31

2

56

3

7

2

32

1

57

1

8

4

33

1

58

1

9

3

34

4

59

4

10

2

35

2

60

2

11

2

36

4

61

2

12

3

37

1

62

4

13

2

38

4

63

2

14

1

39

3

64

3

15

4

40

2

65

3

16

2

41

2

66

3

17

4

42

3

67

1

18

2

43

1

68

3

19

3

44

1

69

4

20

1

45

1

70

2

21

4

46

2

71

3

22

4

47

1

72

3

23

2

48

2

73

1

24

1

49

3

74

4

25

3

50

4

75

4


Часть 2 (В)

Ответ

1

41325

2

52134

3

52314

4

136

5

126

6

234

7

156

8

246

9

Барбаросса<или>планБарбаросса

10

Брестская<или>Брестскаякрепость

11

Сталинград

12

Сталинградская

13

Паулюс

14

Курская<или>Курскаябитва

15

партизаны

16

Ленинград

17

Потсдам

18

Жуков<или>ГеоргийЖуков<или>ГКЖуков

19

2314

20

3514

21

3541

22

5312

23

Фрунзе

24

лендлиз


Часть 3 (С)

№ задания

Тип задания

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1

С1

Может быть указано, что:

— год — 1943 г.;

— место — Тегеран;

— война — Вторая мировая

2

С2

Могут быть указаны следующие вопросы, обсуждаемые на конференции:

— о координации действий войск союзников;

— о сроках открытия «второго фронта»;

— о месте открытия «второго фронта»;

— о видах помощи со стороны США и Великобритании СССР, несущему основную тяжесть войны с фашистской Германией;

— о возможном участии СССР в войне против Японии;

— о послевоенном сотрудничестве государств — членов антигитлеровской коалиции;

— о признании союзниками новых границ СССР, установленных после 1939 г.

3

С3

Могут быть указаны следующие причины:

упомянутые Ф. Рузвельтом:

— недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки;

— сложные погодные условия;

— планируемые операции в Средиземном море;

указываемые дополнительно:

— хорошо укреплённый немцами берег в зоне предполагаемой высадки;

— желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу;

— желание союзников дождаться максимального ослабления Германии в результате наступления советских войск;

— желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к моменту окончания войны

4

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— неудачи в начале войны были вызваны внезапным и вероломным характером нападения фашистской Германии без объявления войны;

— сталинское окружение поддерживало ошибочную в той ситуации стратегию ведения наступательной войны на территории противника;

— развязанные Сталиным и его окружением репрессии против командного состава Красной Армии ослабили её готовность к войне;

— репрессии против конструкторов и учёных негативно сказались на развитии военной техники в СССР;

— немцы использовали самую передовую тактику ведения военных действий, умело пользовались техническим преимуществом, чему не смогли противостоять многие европейские страны, в том числе Франция;

— при нападении на СССР немцы использовали всю производственную мощь и ресурсы покорённой Европы;

— вмешательство И.В. Сталина в руководство армией в начале войны негативно сказывалось на результатах боевых действий.

Могут быть даны другие объяснения

5

С6

См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764






Для любых предложений по сайту: [email protected]