История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Раздел 4. РОССИЯ В XX В. (1900-1945 гг.) - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
21 |
1 |
41 |
1 |
2 |
3 |
22 |
4 |
42 |
3 |
3 |
4 |
23 |
4 |
43 |
2 |
4 |
1 |
24 |
3 |
44 |
2 |
5 |
1 |
25 |
3 |
45 |
3 |
6 |
1 |
26 |
2 |
46 |
1 |
7 |
2 |
27 |
1 |
47 |
4 |
8 |
2 |
28 |
3 |
48 |
1 |
9 |
4 |
29 |
2 |
49 |
3 |
10 |
3 |
30 |
1 |
50 |
3 |
11 |
3 |
31 |
4 |
51 |
2 |
12 |
2 |
32 |
3 |
52 |
2 |
13 |
3 |
33 |
1 |
53 |
3 |
14 |
3 |
34 |
1 |
54 |
2 |
15 |
4 |
35 |
3 |
55 |
3 |
16 |
2 |
36 |
1 |
56 |
4 |
17 |
4 |
37 |
1 |
57 |
1 |
18 |
2 |
38 |
3 |
58 |
3 |
19 |
4 |
39 |
1 |
59 |
4 |
20 |
3 |
40 |
2 |
60 |
4 |
Часть 2 (В)
№ |
Ответ |
1 |
53142 |
2 |
35421 |
3 |
53124 |
4 |
52413 |
5 |
13524 |
6 |
135 |
7 |
146 |
8 |
235 |
9 |
156 |
10 |
136 |
11 |
146 |
12 |
236 |
13 |
146 |
14 |
136 |
15 |
НиколайВторой |
16 |
русскояпонская |
17 |
Варяг |
18 |
Гапон |
19 |
Витте<или>СергейВитте<или>СЮВитте |
20 |
кадеты |
21 |
НиколайВторой |
22 |
Столыпин<или>ПетрСтолыпин<или>ПАСтолыпин |
23 |
серебряныйвек |
24 |
Перваямировая |
25 |
Ленин<или>ВладимирЛенин<или>ВИЛенин |
26 |
2153 |
27 |
5142 |
28 |
5132 |
29 |
4215 |
30 |
5321 |
31 |
кадеты |
32 |
октябристы |
33 |
Сенат |
34 |
261583 |
35 |
865741 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Может быть указано, что — война — Первая мировая война; — годы — 1914-1918 гг.; — царь — Николай II |
2 |
С2 |
Могут быть названы следующие причины: — защита Россией братской Сербии; — защита Россией своих интересов на Балканах; — стремление России к установлению контроля над черноморскими проливами; — исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией; — желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти |
3 |
С3 |
Могут быть указаны следующие ошибки правительства: — нежелание правительства сотрудничать с общественными организациями, с Государственной думой, недоверие со стороны власти к общественным силам; — неспособность объяснить народным массам цели России в войне и последствия возможного поражения; — отказ в довоенное время решать насущные социальные и экономические вопросы; — плохая подготовка армии и тыла к войне; — решение Николая II принять на себя Верховное главнокомандование (в 1915 г.) |
4 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — Россия проиграла все крупные сражения этой войны; — при продолжении войны японцы могли захватить весь Дальний Восток; — Россия была экономически истощена в ходе войны; — в это время шла первая российская революция; — на Россию оказывалось давление со стороны европейских стран и США. Могут быть даны другие объяснения |
5 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения может быть сказано, что: — аграрные преобразования Столыпина напрямую не затрагивали собственнических прав помещиков; — аграрные реформы Столыпина отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель; — благодаря столыпинским реформам, продавшие свою землю бедняки пополняли ряды сельскохозяйственных рабочих, труд которых использовался в помещичьих хозяйствах; — изменённый 3 июня 1907 г. избирательный закон предоставил больше преимуществ дворянам-помещикам (в том числе в ущерб крестьянским правам); — при П. А. Столыпине продолжал действовать Дворянский банк, предоставлявший льготные кредиты помещикам при выборе второй точки зрения может быть сказано, что: — реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли); — Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины, при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам; — реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу; — переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в Центральном регионе; — столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель; — в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация; — выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств; — при реформировании системы местного самоуправления Столыпин планировал предоставить больше прав крестьянам-собственникам |
6 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682683, 715-716, 756-757, 763-764 |
Тема 2. Россия в 1917-1920 гг.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
4 |
21 |
4 |
41 |
1 |
2 |
2 |
22 |
2 |
42 |
3 |
3 |
1 |
23 |
4 |
43 |
3 |
4 |
3 |
24 |
1 |
44 |
2 |
5 |
4 |
25 |
3 |
45 |
3 |
6 |
2 |
26 |
2 |
46 |
4 |
7 |
1 |
27 |
3 |
47 |
3 |
8 |
2 |
28 |
1 |
48 |
2 |
9 |
4 |
29 |
4 |
49 |
2 |
10 |
2 |
30 |
2 |
50 |
4 |
11 |
2 |
31 |
2 |
51 |
1 |
12 |
1 |
32 |
1 |
52 |
3 |
13 |
1 |
33 |
1 |
53 |
2 |
14 |
4 |
34 |
1 |
54 |
2 |
15 |
2 |
35 |
3 |
55 |
4 |
16 |
2 |
36 |
1 |
56 |
2 |
17 |
1 |
37 |
4 |
57 |
3 |
18 |
3 |
38 |
1 |
58 |
2 |
19 |
1 |
39 |
4 |
59 |
2 |
20 |
4 |
40 |
2 |
60 |
3 |
Часть 2 (В)
№ |
Ответ |
1 |
23415 |
2 |
32451 |
3 |
15423 |
4 |
32415 |
5 |
34521 |
6 |
135 |
7 |
236 |
8 |
123 |
9 |
235 |
10 |
Временное |
11 |
Милюков<или>ПавелМилюков<или>ПНМилюков |
12 |
Корнилов<или>ЛаврКорнилов<или>ЛГКорнилов<или>генералКорнилов |
13 |
большевики |
14 |
ВЧК |
15 |
национализация |
16 |
Учредительное |
17 |
Гражданскаявойна |
18 |
интервенция |
19 |
РККА |
20 |
комбеды<или>комитетыбедноты |
21 |
3245 |
22 |
5321 |
23 |
2135 |
24 |
2154 |
25 |
2543 |
26 |
4312 |
27 |
3152 |
28 |
4125 |
29 |
СНК |
30 |
продразвёрстка |
31 |
наркоматы |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Может быть указано, что: — событие — Февральская революция 1917 г. (принимается как верный только ответ, содержащий и название события, и год); — название войны — Первая мировая |
2 |
С2 |
Могут быть указаны следующие причины: упоминаемые в тексте: — неспособность царского правительства привести Россию к победе в войне; приводимые на основе знаний по курсу истории: — нерешённость аграрного вопроса; — нерешённость рабочего вопроса; — нерешённость национального вопроса; — ухудшение жизни населения в ходе войны; — скандалы, сопровождавшие жизнь царской семьи (распутинщина) |
3 |
С3 |
Может быть указано, что: — А. В. Колчак приветствовал переворот (перемену правительства). Могут быть указаны следующие причины: — отсутствие у Колчака веры в способность прежнего правительства привести Россию к победе; — вера в подъём энтузиазма, патриотизма в связи со сменой правительства; — высокое мнение о качествах людей, пришедших к власти; — представление о своей службе, как службе Родине, а не отрёкшемуся государю; — отречение царя освободило А. В. Колчака от присяги (обязательств по отношению к монархии) |
4 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — большевики не были патриотами России, мыслили категориями мировой революции; — Ленин и большевики, в отличие от Николая II, не несли ответственности за начало войны и были более свободны в отношении условий её завершения; — большевики должны были выполнить своё обещание о заключении мира, данное в 1917 г.; — к 1918 г. произошёл полный развал армии, которая не была способна воевать дальше; — нарастала усталость населения от войны; — Ленин ожидал, что в Германии вскоре произойдёт социалистическая революция, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены; — по мнению некоторых историков, большевики были связаны с германским правительством, от которого получали определённую поддержку. Могут быть даны другие объяснения |
5 |
С5 |
Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: При выборе первой точки зрения: — в октябре 1917 г. большевиков поддержали солдаты и матросы, не желавшие идти на фронт; — продолжавшаяся война вела к ухудшению положения населения, готового поддержать любую партию, выступившую против войны; — именно продолжение войны не позволило приступить Временному правительству к решению аграрного и рабочего вопросов, что подорвало его авторитет При выборе второй точки зрения: — в партии большевиков была железная дисциплина, что обеспечивало лучшую организованность в условиях революции; — все лозунги большевиков были понятны и близки малообразованному населению, так как демагогически обещали простое решение сложных проблем; — значительная часть населения страны поддерживала социалистические лозунги; — большевики были единственной крупной партией, обещавшей немедленный переход к преобразованиям; — Временное правительство было недееспособным, и без большевиков, после августа 1917 г., военная диктатура была невозможна, а с большевиками единственными ассоциировались к октябрю 1917 г. представления о твёрдой власти; — большевики были наиболее популярны в рабочей среде, рабочие составляли большинство населения крупных городов, а именно в них решалась судьба власти |
6 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |
Тема 3. Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
3 |
28 |
1 |
55 |
4 |
2 |
2 |
29 |
3 |
56 |
1 |
3 |
1 |
30 |
2 |
57 |
2 |
4 |
1 |
31 |
2 |
58 |
4 |
5 |
2 |
32 |
2 |
59 |
1 |
6 |
1 |
33 |
4 |
60 |
1 |
7 |
3 |
34 |
2 |
61 |
2 |
8 |
3 |
35 |
4 |
62 |
4 |
9 |
4 |
36 |
1 |
63 |
3 |
10 |
2 |
37 |
3 |
64 |
4 |
11 |
1 |
38 |
4 |
65 |
3 |
12 |
2 |
39 |
3 |
66 |
1 |
13 |
3 |
40 |
4 |
67 |
2 |
14 |
3 |
41 |
1 |
68 |
2 |
15 |
2 |
42 |
2 |
69 |
1 |
16 |
3 |
43 |
3 |
70 |
4 |
17 |
4 |
44 |
1 |
71 |
3 |
18 |
4 |
45 |
4 |
72 |
1 |
19 |
4 |
46 |
4 |
73 |
3 |
20 |
3 |
47 |
2 |
74 |
2 |
21 |
1 |
48 |
4 |
75 |
4 |
22 |
1 |
49 |
2 |
76 |
2 |
23 |
2 |
50 |
1 |
77 |
1 |
24 |
4 |
51 |
1 |
78 |
3 |
25 |
1 |
52 |
2 |
79 |
1 |
26 |
2 |
53 |
1 |
80 |
3 |
27 |
1 |
54 |
3 |
Часть 2 (В)
№ |
Ответ |
1 |
24351 |
2 |
43512 |
3 |
51432 |
4 |
43215 |
5 |
53214 |
6 |
356 |
7 |
346 |
8 |
345 |
9 |
245 |
10 |
125 |
11 |
456 |
12 |
256 |
13 |
136 |
14 |
125 |
15 |
146 |
16 |
156 |
17 |
нэп |
18 |
нэп |
19 |
Ленин<или>ВладимирЛенин<или>ВИЛенин |
20 |
СССР<или>СоветскийСоюз |
21 |
коллективизация |
22 |
индустриализация |
23 |
стахановское<или>стахановцы |
24 |
Шахтинское<или>Шахтинскоедело |
25 |
Киров<или>СергейКиров<или>СМКиров |
26 |
Испания |
27 |
Финляндия |
28 |
Булгаков<или>МихаилБулгаков<или>МАБулгаков |
29 |
5142 |
30 |
2354 |
31 |
1453 |
32 |
3152 |
33 |
3245 |
34 |
4123 |
35 |
4215 |
36 |
3415 |
37 |
2431 |
38 |
3241 |
39 |
3415 |
40 |
3241 |
41 |
2143 |
42 |
раскулачивание |
43 |
концессия |
44 |
колхоз |
45 |
236498 |
46 |
271659 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Может быть указано, что — описанный в тексте процесс — индустриализация; — руководитель страны — И. В. Сталин |
2 |
С2 |
Могут быть названы следующие черты, особенности: — форсированный характер индустриализации; — большая роль энтузиазма, социалистического соревнования; — партийный контроль над индустриализацией; — изначально низкий уровень технической оснащённости строек, большая роль ручного труда; — высокий уровень производственного травматизма, вызванный пренебрежением к технике безопасности на ударных стройках; — использование принудительного труда (труд заключённых ГУЛАГа); — индустриализация происходила за счёт перекачки средств и рабочей силы из деревни |
3 |
С3 |
Могут быть названы следующие причины: — недовольство рабочих повышением трудовых норм и введением непрерывной рабочей недели; — тяжёлые бытовые условия участников ударных строек; — использование методов принуждения при индустриализации; — низкая заработная плата участников ударных строек |
4 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — авторитет В. И. Ленина как вождя партии; — большее соответствие подхода В.И. Ленина одному из основополагающих идеологических принципов большевиков - интернационализму; — поддержка подхода В.И. Ленина со стороны большей части руководства союзных республик. Могут быть даны другие объяснения |
5 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — ужесточение политического режима; — установление культа личности Сталина; — недоверие со стороны партийных идеологов к творческим экспериментам интеллигенции; — усиление государственного вмешательства во все сферы общественной жизни; — забота государства о материальном положении творческой интеллигенции, поддерживающей партийную идеологию; — стремление некоторых представителей творческой интеллигенции к материальным благам, которые предоставляло государство; — утрата прежнего революционного романтизма некоторыми представителями советской интеллигенции |
6 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения может быть сказано, что: — подписание пакта стало необходимым в условиях провала переговоров с Англией и Францией; — подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую агрессию на Запад; — было выиграно время, необходимое для подготовки к войне; — союз СССР и Германии заставил Японию переориентироваться на войну с США, и СССР избежал войны на два фронта; — подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны при выборе второй точки зрения может быть сказано, что: — пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма; — СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, Прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции; — советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора; — подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии как к союзнику или врагу, что нанесло вред обороноспособности страны; — подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам |
7 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |
Тема 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
26 |
1 |
51 |
2 |
2 |
2 |
27 |
1 |
52 |
4 |
3 |
3 |
28 |
1 |
53 |
4 |
4 |
1 |
29 |
2 |
54 |
2 |
5 |
2 |
30 |
1 |
55 |
2 |
6 |
2 |
31 |
2 |
56 |
3 |
7 |
2 |
32 |
1 |
57 |
1 |
8 |
4 |
33 |
1 |
58 |
1 |
9 |
3 |
34 |
4 |
59 |
4 |
10 |
2 |
35 |
2 |
60 |
2 |
11 |
2 |
36 |
4 |
61 |
2 |
12 |
3 |
37 |
1 |
62 |
4 |
13 |
2 |
38 |
4 |
63 |
2 |
14 |
1 |
39 |
3 |
64 |
3 |
15 |
4 |
40 |
2 |
65 |
3 |
16 |
2 |
41 |
2 |
66 |
3 |
17 |
4 |
42 |
3 |
67 |
1 |
18 |
2 |
43 |
1 |
68 |
3 |
19 |
3 |
44 |
1 |
69 |
4 |
20 |
1 |
45 |
1 |
70 |
2 |
21 |
4 |
46 |
2 |
71 |
3 |
22 |
4 |
47 |
1 |
72 |
3 |
23 |
2 |
48 |
2 |
73 |
1 |
24 |
1 |
49 |
3 |
74 |
4 |
25 |
3 |
50 |
4 |
75 |
4 |
Часть 2 (В)
№ |
Ответ |
1 |
41325 |
2 |
52134 |
3 |
52314 |
4 |
136 |
5 |
126 |
6 |
234 |
7 |
156 |
8 |
246 |
9 |
Барбаросса<или>планБарбаросса |
10 |
Брестская<или>Брестскаякрепость |
11 |
Сталинград |
12 |
Сталинградская |
13 |
Паулюс |
14 |
Курская<или>Курскаябитва |
15 |
партизаны |
16 |
Ленинград |
17 |
Потсдам |
18 |
Жуков<или>ГеоргийЖуков<или>ГКЖуков |
19 |
2314 |
20 |
3514 |
21 |
3541 |
22 |
5312 |
23 |
Фрунзе |
24 |
лендлиз |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Может быть указано, что: — год — 1943 г.; — место — Тегеран; — война — Вторая мировая |
2 |
С2 |
Могут быть указаны следующие вопросы, обсуждаемые на конференции: — о координации действий войск союзников; — о сроках открытия «второго фронта»; — о месте открытия «второго фронта»; — о видах помощи со стороны США и Великобритании СССР, несущему основную тяжесть войны с фашистской Германией; — о возможном участии СССР в войне против Японии; — о послевоенном сотрудничестве государств — членов антигитлеровской коалиции; — о признании союзниками новых границ СССР, установленных после 1939 г. |
3 |
С3 |
Могут быть указаны следующие причины: упомянутые Ф. Рузвельтом: — недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки; — сложные погодные условия; — планируемые операции в Средиземном море; указываемые дополнительно: — хорошо укреплённый немцами берег в зоне предполагаемой высадки; — желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу; — желание союзников дождаться максимального ослабления Германии в результате наступления советских войск; — желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к моменту окончания войны |
4 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — неудачи в начале войны были вызваны внезапным и вероломным характером нападения фашистской Германии без объявления войны; — сталинское окружение поддерживало ошибочную в той ситуации стратегию ведения наступательной войны на территории противника; — развязанные Сталиным и его окружением репрессии против командного состава Красной Армии ослабили её готовность к войне; — репрессии против конструкторов и учёных негативно сказались на развитии военной техники в СССР; — немцы использовали самую передовую тактику ведения военных действий, умело пользовались техническим преимуществом, чему не смогли противостоять многие европейские страны, в том числе Франция; — при нападении на СССР немцы использовали всю производственную мощь и ресурсы покорённой Европы; — вмешательство И.В. Сталина в руководство армией в начале войны негативно сказывалось на результатах боевых действий. Могут быть даны другие объяснения |
5 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |