История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Раздел 3. РОССИЯ В XIX в. - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
4 |
27 |
2 |
53 |
1 |
79 |
2 |
2 |
3 |
28 |
3 |
54 |
1 |
80 |
3 |
3 |
3 |
29 |
4 |
55 |
2 |
81 |
1 |
4 |
1 |
30 |
3 |
56 |
2 |
82 |
2 |
5 |
2 |
31 |
2 |
57 |
2 |
83 |
3 |
6 |
3 |
32 |
3 |
58 |
1 |
84 |
3 |
7 |
4 |
33 |
2 |
59 |
3 |
85 |
4 |
8 |
3 |
34 |
1 |
60 |
4 |
86 |
2 |
9 |
3 |
35 |
1 |
61 |
2 |
87 |
3 |
10 |
4 |
36 |
1 |
62 |
4 |
88 |
1 |
11 |
2 |
37 |
2 |
63 |
2 |
89 |
2 |
12 |
3 |
38 |
2 |
64 |
4 |
90 |
3 |
13 |
3 |
39 |
3 |
65 |
2 |
91 |
1 |
14 |
1 |
40 |
4 |
66 |
3 |
92 |
4 |
15 |
1 |
41 |
1 |
67 |
2 |
93 |
1 |
16 |
4 |
42 |
1 |
68 |
2 |
94 |
3 |
17 |
2 |
43 |
1 |
69 |
1 |
95 |
2 |
18 |
3 |
44 |
4 |
70 |
2 |
96 |
4 |
19 |
3 |
45 |
3 |
71 |
3 |
97 |
4 |
20 |
3 |
46 |
2 |
72 |
4 |
98 |
2 |
21 |
2 |
47 |
2 |
73 |
2 |
99 |
2 |
22 |
2 |
48 |
3 |
74 |
4 |
100 |
2 |
23 |
2 |
49 |
2 |
75 |
3 |
101 |
1 |
24 |
4 |
50 |
3 |
76 |
3 |
102 |
3 |
25 |
3 |
51 |
2 |
77 |
4 |
103 |
2 |
26 |
2 |
52 |
3 |
78 |
2 |
104 |
3 |
105 |
2 |
113 |
1 |
121 |
3 |
129 |
3 |
106 |
4 |
114 |
3 |
122 |
1 |
130 |
4 |
107 |
3 |
115 |
2 |
123 |
3 |
131 |
2 |
108 |
4 |
116 |
2 |
124 |
2 |
132 |
2 |
109 |
2 |
117 |
1 |
125 |
1 |
133 |
3 |
110 |
4 |
118 |
1 |
126 |
1 |
134 |
3 |
111 |
4 |
119 |
2 |
127 |
3 |
135 |
3 |
112 |
2 |
120 |
3 |
128 |
2 |
Часть 2 (В)
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
51432 |
16 |
145 |
2 |
13452 |
17 |
234 |
3 |
35241 |
18 |
135 |
4 |
43512 |
19 |
134 |
5 |
54321 |
20 |
356 |
6 |
53124 |
21 |
124 |
7 |
14352 |
22 |
246 |
8 |
32154 |
23 |
245 |
9 |
51423 |
24 |
256 |
10 |
54213 |
25 |
124 |
11 |
246 |
26 |
236 |
12 |
146 |
27 |
146 |
13 |
236 |
28 |
123 |
14 |
146 |
29 |
235 |
15 |
124 |
30 |
крепостные |
№ |
Ответ |
||
31 |
Негласный<или> Негласныйкомитет |
||
32 |
АлександрПервый<или>АлександрПавлович |
||
33 |
АлександрПервый<или>АлександрПавлович |
||
34 |
Багратион<или>ПетрБагратион<или>ПИБагратион |
||
35 |
АлександрПервый<или>АлександрПавлович |
||
36 |
военныепоселяне<или>военныепоселенцы |
||
37 |
Сенатская<или> Сенатскаяплощадь |
||
38 |
НиколайПервый<или>НиколайПавлович |
||
39 |
Крымская<или>Крымскаявойна |
||
40 |
Нахимов<или>ПавелНахимов<или>ПСНахимов |
||
41 |
Крымская<или>Крымскаявойна |
||
42 |
НиколайПервый<или>НиколайПавлович |
||
43 |
5142 |
||
44 |
2354 |
||
45 |
4325 |
||
46 |
2435 |
||
47 |
3521 |
||
48 |
4123 |
||
49 |
5123 |
||
50 |
земства |
||
51 |
Милютин |
||
52 |
Нахимов |
||
53 |
мещане |
||
54 |
Священныйсоюз |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Имя императора — Александр I; начало царствования — 1801 г.; окончание царствования —1825 г. |
2 |
С2 |
1. В описываемое время в опале был реформатор М. М. Сперанский. 2. С его именем современники связывали следующие реформы и проекты: — создание Государственного совета; — преобразование государственной службы, повышение требований к образованию чиновников; — «Учреждение министерств» 1811 г. (завершившее министерскую реформу, начатую в 1802 г.); — проект преобразования Сената; — «План финансов» (проект финансовых преобразований) |
3 |
С3 |
Можно привести следующие доказательства намерений императора освободить крестьян: — составление проекта император поручил самому доверенному человеку — А. А. Аракчееву; — освобождение крепостных было обязательным условием принятия конституции; — с самого начала своего царствования император Александр I ставил своей целью освобождение крепостных и дарование России конституции; — освобождению крестьян в России предшествовало уже проведённое освобождение крестьян в Прибалтике; — проекту Аракчеева предшествовали другие проекты освобождения, составленные при Александре I; — ранее были проведены реформы, облегчившие положение крепостных; — благодаря указу о «вольных хлебопашцах» 1803 г. и указу о праве всех свободных состояний приобретать землю 1801 г. была создана законодательная база для освобождения крестьян |
4 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — дипломатия Николая I привела к тому, что против России выступила практически вся Европа, России пришлось воевать против целой коалиции; — Россия имела большую сухопутную армию, но её флот уступал по численности кораблей английскому; — военно-техническое отставание России (отсутствие достаточного количества нарезного оружия, парового флота и др.); — война вскрыла серьёзные проблемы в управлении страной и армией (казнокрадство, бюрократизм и др.); — устаревшая тактика, недостатки в подготовке войск; — общее социально-экономическое отставание страны в результате сохранения крепостной системы. Могут быть даны другие объяснения |
5 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — силы декабристов были незначительны; — нерешительность и непродуманность действий декабристов; — неявка на Сенатскую площадь назначенного диктатором князя С. П. Трубецкого; — большая часть гвардии поддержала Николая I; — декабристы не решились привлечь на свою сторону простой народ («чернь»); — цели декабристов не были известны населению. Могут быть даны другие объяснения |
6 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения может быть сказано, что: — в ходе сражения французы смогли занять все укрепления русских; — русская армия отступила с поля боя, уклонившись от нового сражения; — несмотря на то что французы наступали, их потери оказались сопоставимы с потерями русских войск; — Наполеон не задействовал в ходе сражения свою гвардию, тогда как Кутузов ввёл в действие все свои резервы; — Наполеон достиг одной из своих целей — захватил Москву при выборе второй точки зрения может быть сказано, что: — противник признал выдающееся мужество русских солдат и офицеров, свидетельствующее о моральной победе русских («Русские заслужили быть непобедимыми»); — французы понесли колоссальные потери, которые в условиях, затрудняющих подход резервов, определили невозможность продолжения активных военных действий; — Наполеону не удалось достигнуть главной своей цели — уничтожить русскую армию; — русская армия отступила в полном порядке, совершив Тарутинский марш-манёвр и превратив Москву в ловушку для Наполеона |
7 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |
Тема 2. Россия в 1860—1890-е гг.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
14 |
1 |
27 |
1 |
40 |
4 |
2 |
3 |
15 |
3 |
28 |
3 |
41 |
1 |
3 |
3 |
16 |
1 |
29 |
2 |
42 |
4 |
4 |
1 |
17 |
2 |
30 |
3 |
43 |
4 |
5 |
3 |
18 |
4 |
31 |
1 |
44 |
1 |
6 |
2 |
19 |
3 |
32 |
4 |
45 |
3 |
7 |
3 |
20 |
4 |
33 |
1 |
46 |
4 |
8 |
3 |
21 |
3 |
34 |
2 |
47 |
2 |
9 |
3 |
22 |
3 |
35 |
3 |
48 |
3 |
10 |
1 |
23 |
2 |
36 |
1 |
49 |
3 |
11 |
3 |
24 |
2 |
37 |
4 |
50 |
2 |
12 |
3 |
25 |
3 |
38 |
2 |
51 |
2 |
13 |
3 |
26 |
3 |
39 |
3 |
52 |
1 |
53 |
4 |
74 |
3 |
95 |
4 |
116 |
2 |
54 |
3 |
75 |
4 |
96 |
4 |
117 |
2 |
55 |
2 |
76 |
2 |
97 |
2 |
118 |
2 |
56 |
2 |
77 |
3 |
98 |
3 |
119 |
1 |
57 |
3 |
78 |
1 |
99 |
4 |
120 |
1 |
58 |
4 |
79 |
4 |
100 |
4 |
121 |
3 |
59 |
2 |
80 |
2 |
101 |
4 |
122 |
3 |
60 |
3 |
81 |
1 |
102 |
1 |
123 |
3 |
61 |
2 |
82 |
3 |
103 |
1 |
124 |
2 |
62 |
2 |
83 |
2 |
104 |
1 |
125 |
2 |
63 |
1 |
84 |
4 |
105 |
3 |
126 |
4 |
64 |
2 |
85 |
4 |
106 |
1 |
127 |
3 |
65 |
4 |
86 |
3 |
107 |
4 |
128 |
2 |
66 |
3 |
87 |
2 |
108 |
4 |
129 |
3 |
67 |
3 |
88 |
1 |
109 |
3 |
130 |
3 |
68 |
3 |
89 |
2 |
110 |
2 |
131 |
3 |
69 |
2 |
90 |
4 |
111 |
1 |
132 |
1 |
70 |
4 |
91 |
3 |
112 |
4 |
133 |
1 |
71 |
1 |
92 |
3 |
113 |
3 |
||
72 |
4 |
93 |
4 |
114 |
2 |
||
73 |
4 |
94 |
3 |
115 |
4 |
Часть 2 (В)
№ |
Ответ |
||
1 |
32154 |
||
2 |
21543 |
||
3 |
54213 |
||
4 |
12534 |
||
5 |
42513 |
||
6 |
52431 |
||
7 |
52431 |
||
8 |
52314 |
||
9 |
23514 |
||
10 |
13524 |
||
11 |
52134 |
||
12 |
135 |
||
13 |
146 |
||
14 |
235 |
||
15 |
456 |
||
16 |
125 |
||
17 |
146 |
||
18 |
134 |
||
19 |
146 |
||
20 |
236 |
||
21 |
346 |
||
22 |
456 |
||
23 |
345 |
||
24 |
125 |
||
25 |
126 |
||
26 |
124 |
||
27 |
236 |
||
28 |
АлександрВторой<или>АлександрНиколаевич |
||
29 |
АлександрВторой<или> АлександрНиколаевич |
||
30 |
Милютин<или>ДмитрийМилютин<или>ДАМилютин |
||
31 |
хождениевнарод |
||
32 |
Народнаяволя |
||
33 |
АлександрВторой<или>АлександрНиколаевич |
||
34 |
АлександрТретий<или>АлександрАлександрович |
||
35 |
контрреформы |
||
36 |
АлександрТретий<или>АлександрАлександрович |
||
37 |
Черное<или>Черноеморе |
||
38 |
Некрасов<или>НиколайНекрасов<или>НАНекрасов |
||
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
39 |
2513 |
48 |
Цусимскийбой |
40 |
2143 |
49 |
Шишкин |
41 |
5234 |
50 |
земства |
42 |
1543 |
51 |
выкупныеплатежи |
43 |
2351 |
52 |
передвижники |
44 |
3412 |
53 |
243791 |
45 |
2354 |
54 |
286451 |
46 |
Негласныйкомитет |
55 |
581963 |
47 |
Уваров |
56 |
672981 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Нужно указать: император — Александр III; годы его царствования — 1881-1894 гг. |
2 |
С2 |
Могут быть названы следующие задачи царствования: — сохранение самодержавия; — пересмотр политики предыдущего царствования, корректировка проведённых Александром II реформ; — восстановление сословного начала, покровительство дворянству; — русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин; — борьба с революционным движением и с либералами |
3 |
С3 |
Может быть указано, что: — автор относится негативно (критически) к политике Александра III. Положения в тексте, это доказывающие: — «Он закрывал перед Россией возможности конституционного развития»; — отвергал все доводы о бесперспективности поддержки помещичьего землевладения |
4 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: 1. Проект М. Т. Лорис-Меликова был подписан Александром II, но отвергнут Александром III; 2. Можно назвать следующие причины такой судьбы проекта: — подписавший проект Александр II был в тот же день, 1 марта 1881 г., убит народовольцами; — Александр III придерживался консервативных позиций и не сочувствовал проекту |
5 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения может быть сказано, что: — для России в конце XIX в. были характерны высокие темпы экономического развития; — Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства; — развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.); — быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности железнодорожная сеть в мире); — интенсивный процесс акционирования предприятий; — стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшими природными ресурсами; — благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему; — в страну притекали иностранные инвестиции; — росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета; при выборе второй точки зрения может быть сказано, что: — Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения; — низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг.); — рост внешней задолженности; — не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.); — высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики; — в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров |
6 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |