ИСТОРИЯ ЕГЭ - ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР - РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
В пособие включён материал школьного курса истории России, который проверяется на едином государственном экзамене. В пособии представлены следующие разделы курса: «Россия с древности до начала XVII в.», «Россия в XVII-XVIII вв.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в. (1900-1945 гг.)», «Россия в XX - начале XXI в. (1945-2010 гг.)». Каждую тему каждого раздела предваряет краткая историческая справка, в которой в сжатой форме излагается основной фактический и теоретический материал. Краткие исторические справки позволят вам закрепить и систематизировать основные знания по курсу.
После каждой темы даются тренировочные задания в формате ЕГЭ, разбитые на три уровня сложности: базовый (задания с выбором ответа — часть 1 (А)), повышенный (задания с открытым кратким ответом — часть 2 (В)) и высокий (задания с развёрнутым ответом — часть 3 (С)).
Внутри каждой части задания сгруппированы по видам проверяемых знаний и умений. Задания с развёрнутым ответом, посвящённые комплексной проверке знаний и умений, даны под номерами, соответствующими их позиции в экзаменационной работе (С4, С5, С6).
Задания на выбор ответа предполагают один верный ответ из четырёх предложенных. Задания с кратким ответом требуют его запись в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр в соответствующей строке или таблице.
Задания с развёрнутыми ответами следует выполнять на отдельных листах. Ответы на задания предполагают различное содержание в разных вариантах: С1-С3 — характеристику времени, обстоятельств, целей создания источника, поиск исторической информации, анализ источника; С4-С6 — анализ исторических версий и оценок фактов, процессов (С4); рассмотрение исторических версий и оценок (С5); сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности (С6). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса1.
Поскольку главная задача пособия — репетиционная, то в нём содержатся некоторые задания разных уровней сложности и типов, проверяющие одни и те же элементы содержания (например, в разделе 1 несколько заданий о Куликовской битве, в разделе 2 по Соборному уложению 1649 г., церковному расколу, в разделе 3 несколько заданий о внутренней политике Николая I посвящены III отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии или упоминают о нём, в разделе 4 — о Манифесте 17 октября 1905 г., в разделе 5 — о Карибском кризисе).
При использовании пособия учителем для подготовки вариантов самостоятельных или контрольных работ следует учитывать то, что эти задания могут служить подсказкой друг для друга и их не следует помещать в один вариант работы.
Кроме того, отнесение многих заданий повышенного уровня сложности к тому или иному разделу исторического курса носит условный характер, так как содержательные элементы данных заданий могут относиться к разным историческим периодам (например, см. задание № 3 на установление хронологической последовательности в разделе 1 тема 3 «Русские земли и княжества в XII - середине XV в.», в которой наряду с относящимися к данной теме положениям присутствует положение из более позднего исторического периода — «стояние на реке Угре»; задание № 1 в разделе 3 тема «Россия в 1801-1860 гг.» наряду с относящимися к данной теме положениями: «издание указа о “вольных хлебопашцах”», «создание военных поселений», «реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва» присутствует положение, относящееся к теме «Россия в 1860-1890-е гг.»: «отмена крепостного права», и др.).
Пособие может быть использовано учащимися 11 классов общеобразовательных учреждений в процессе изучения курса истории России и подготовки к ЕГЭ, абитуриентами, преподавателями истории средних школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования, структур довузовской подготовки.
В пособии приведены задания из Открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий ФИПИ, т.е. использовавшиеся на экзаменах прежних лет, а также задания, которые вводятся в соответствии с разработанным Федеральным институтом педагогических измерений новым планом экзаменационной работы 2012 г.