История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Отечественная война 1812 г. - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.
План урока: 1. Начало войны. Планы и силы сторон. 2. Смоленское сражение. 3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. 4. Бородино. 5. Тарутинский маневр. 6. Партизанское движение. 7. Гибель «великой армии».
Основные понятия: Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны.
Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.
Литература для учителя: Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. — М., 1987; Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978; Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. — М., 1979; Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. — М., 1990.
Методические приемы организации урока
Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.
Вопросы и задания для собеседования:
1. Почему война России и Франции была неизбежной?
2. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»?
3. Каковы были планы Наполеона в отношении военной кампании в России?
4. Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России после окончания войны?
5. Почему русская армия оказалась разделенной на три части?
6. Насколько оправданным был приказ М. Б. Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы войны? Чем это было вызвано?
7. Почему Александр I не спешил с назначением М. И. Кутузова главнокомандующим армией?
8. Чем можно объяснить большой размах партизанского движения в годы войны?
9. Кого из партизан вы знаете? Расскажите о них.
10. Чем можно объяснить поражение Наполеона в войне?
11. Какое значение имела победа русской армии над Наполеоном?
12. Какие последствия имел разгром армии Наполеона для судеб Европы?
13. Какую роль в Отечественной войне сыграло Бородинское сражение? Кто в нем победил? Почему?
Темы докладов и сообщений:
1. М. И. Кутузов — главнокомандующий русской армией в 1812 г.
2. Бородинское сражение.
3. Смоленское сражение.
4. Партизанское движение в годы войны.
5. Герои-партизаны Отечественной войны.
6. Мой край в годы Отечественной войны.
7. Народы России в борьбе с нашествием Наполеона.
Домашнее задание: § 4 учебника; задания к § 4 из рабочей тетради; задания к документам, помещенным в конце параграфа; отметить на контурной карте основные события Отечественной войны.