Внешняя политика Александра III - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Внешняя политика Александра III - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: сформировать представление о внешнеполитических приоритетах Александра III.

План урока: 1. Общая характеристика внешней политики Александра III. 2. Ослабление российского влияния на Балканах. 3. Политика России в Европе. Русско-французское сближение. 4. Азиатская политика Александра III. Обострение русско-японских отношений.

Основные знания: особенности внешней политики Александра III; сущность политики России на Балканах, отход Александра III от традиционных приоритетов на Балканах; политика России в Европе, причины русско-французского сближения; завершение завоевания Средней Азии; причины обострения русско-японских отношений.

Основные понятия: военная конвенция; мобилизация; сепаратный мир.

Основные даты: август 1891 г. — подписание военной конвенции между Россией и Францией.

Персоналии: Н. К. Гирс.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.


Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Перед объяснением нового материала учитель формулирует проблемное задание: изучив новый материал, дайте ответы на вопросы: в чем проявилась преемственность внешней политики Александра II и Александра III? В чем заключались различия?

Первый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Так как материал довольно сложен и информационно насыщен, можно предложить учащимся в ходе рассказа учителя составить развернутый план. В качестве закрепления целесообразно выполнить задание 2 § 35 в рабочей тетради.

3. Третий вопрос можно изучить, сочетая различные методы: рассказ учителя, работу с документом, заполнение таблицы и схемы. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Европейская политика в 80—90- х гг. XIX в.»:


Дата

Событие

Значение


В классах с низким уровнем подготовки учащихся третья графа таблицы заполняется либо после коллективного обсуждения, либо в качестве домашнего задания. Рассказывая о русско-французском сближении, необходимо организовать работу с документом в конце § 35. Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы к нему. Для закрепления изученного материала можно выполнить задание 3 § 35 в рабочей тетради.

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и карту. Учащиеся заполняют хронологическую таблицу «Завершающий период завоевания Средней Азии»:


Дата

Событие


Находят на карте «Казахстан и Средняя Азия в XIX веке» Ашхабад, Мерв, Кушку.

В конце урока необходимо обсудить проблемное задание. Затем учитель просит учащихся дать собственную оценку внешней политике Александра III. Можно также организовать обсуждение оценки внешней политики Александра III, данной С. Ю. Витте в его «Воспоминаниях»:

Главнейшая заслуга императора Александра III в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны..., но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Он сумел внушить за границей уверенность, с одной стороны, в том, что он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что он не затеет никакой авантюры. Его царствование не нуждалось в лаврах; у него не было самолюбия правителей, желающих побед посредством горя своих подданных для того, чтобы украсить страницы своего царствования. Но об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров, император никогда, ни в коем случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России...

Из всех приездов в Петербург коронованных особ... наиболее нашумел приезд князя черногорского Николая.

Приезд этот был в первые годы царствования императора Александра III, и нашумел он потому, что во время обеда Александр III провозгласил тост за «единственного моего друга князя черногорского».

В то время с первого раза это было понято так, что император Александр III наибольшее уважение из всех иностранных царственных особ отдает черногорскому князю Николаю, что, с одной стороны, весьма подняло черногорского князя, а с другой стороны, поставило в некоторое недоумение коронованных особ Европы.

Я думаю, что этот тост следовало бы толковать совершенно иначе, а именно его следовало бы понимать в том смысле, что государь провозгласил его не бесцельно, провозгласил, именно чтобы показать, что ему никаких ни с кем политических дружб не нужно, что он считает Россию настолько сильной и властной, что ни в каких поддержках ни от кого не нуждается; что сам он стоит на ногах и сам влияет на общемировую политику, ни от кого не зависит, а, напротив, те, которые желают соответствующего успеха в мировом концерте, должны желать и искать дружбы России и ее монарха, императора Александра III. Поэтому тост этот надо понимать в том смысле, что у меня есть единственный друг, конечно, друг политический, и этот друг князь черногорский, а известно, что Черногория является такой страной, которая по размерам и по количеству населения менее какого-нибудь малочисленного уезда одной из русских губерний.

О каких особенностях внешней политики Александра III идет речь в документе? Какие оценки С. Ю. Витте, страстного почитателя Александра III, кажутся вам несколько преувеличенными?


Домашнее задание: § 35 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 4, 5, 6 § 35 в рабочей тетради. Повторить § 15, 16 (наука и образование в первой половине XIX в.; русские первооткрыватели и путешественники).






Для любых предложений по сайту: [email protected]