История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Общественное движение в 80—90-х гг. - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление об изменениях, происшедших в общественном движении в 80—90-х гг. XIX в.
План урока: 1. Кризис революционного народничества. 2. Изменения в либеральном движении. 3. Распространение марксизма в России. 4. Консервативное движение.
Основные знания: разгром революционного народничества; содержание письма Исполнительного комитета «Народной воли» к Александру III; разногласия в либеральном движении после убийства Александра II; новые формы либерального движения; первая марксистская организация «Освобождение труда», ее программа и деятельность; новые черты в консервативном движении.
Основные понятия: теория «:малых дел»; марксизм; «Священная дружина».
Основные даты: сентябрь 1883 г. — создание в Женеве марксистской группы «Освобождение труда».
Персоналии: Г. В. Плеханов.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».
Литература для учителя: Политическая история России / Отв. ред. В. В. Журавлев. — М., 1998.
Методические приемы организации урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
1. Перед изучением нового материала учитель формулирует проблемное задание: в ходе работы над новым материалом сделать сравнение между состоянием общественного движения в 70-х и 80—90-х гг. XIX в. Обратить внимание на новые черты, появившиеся в революционном, либеральном и консервативном движениях.
Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом (задание 2 § 34 в рабочей тетради). Учащиеся устно отвечают на вопросы к документу, а дома, для закрепления материала, дают письменные ответы.
2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Для закрепления можно провести беседу: в чем проявились разногласия среди крупнейших либеральных деятелей после убийства Александра II? Почему либералы перестали требовать немедленного введения конституции? Как изменились формы работы либеральной интеллигенции? Какие изменения произошли в земском движении? Каковы последствия ухода либералов от открытой политической борьбы?
3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 1 в конце § 34. Можно также организовать работу над документом, помещенным в рабочей тетради (задание 2 § 34). Целесообразно это сделать путем коллективного обсуждения вопросов к документу. Письменную работу можно предложить в качестве домашнего задания.
4. Четвертый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 2 в конце § 34. В конце урока учитель организует обсуждение проблемного задания.
Домашнее задание: § 34 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 2, 3, 4, 5 § 34 в рабочей тетради.