Претворение реформ в жизнь - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Претворение реформ в жизнь - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: уяснить, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере, отсюда противоречивость и непоследовательность в проведении реформ, попытки их консервативной корректировки, что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных слоев общества; сформировать представление о сущности политического курса, проводимого М. Т. Лорис-Меликовым; уяснить суть так называемой конституции М. Т. Лорис-Меликова.

План урока: 1. Внутренняя противоречивость либеральных преобразований. 2. Консервативная корректировка реформ. 3. Политический курс М. Т. Лорис-Меликова. 4. Основные положения проекта М. Т. Лорис-Меликова.

Основные знания: внутренняя противоречивость либеральных преобразований; причины консервативной корректировки реформ и их суть; сущность политического курса, проводимого М. Т. Лорис-Меликовым; основные положения проекта М. Т. Лорис-Меликова.

Основные понятия: консервативная корректировка реформ; нигилизм; конституционное правление; народное представительство.

Основные даты: 1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Персоналии: П. А. Валуев; Д. А. Толстой; П. А. Шувалов; М. Т. Лорис-Меликов.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику

«История России. XIX век».

Литература для учителя: Секиринский С. С. Петр Александрович Валуев // Российские консерваторы. — М., 1997; Филиппова Т. А. Петр Андреевич Шувалов / Российские консерваторы. — М., 1997; Степанов В. Л. Дмитрий Андреевич Толстой // Российские консерваторы. — М., 1997; Секиринский С. С., Филиппова Т. А. Родословная российской свободы. — М., 1993.


Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Какие органы самоуправления были созданы в городах по Городовому положению 1870 г.:

а) городские думы и управы;

б) земские собрания;

в) земские управы? Кто управлял городами по городской реформе 1870 г.:

а) губернаторы;

б) городские управы;

в) городские думы?

Кому принадлежала исполнительная власть в городском самоуправлении по Городовому положению 1870 г.:

а) городской управе;

б) городской думе;

в) губернатору?

Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.:

а) местную государственную администрацию города;

б) городскую думу;

в) городскую управу?

Какие вопросы входили в сферу компетенции городского самоуправления:

а) местное здравоохранение;

б) полицейский надзор за неблагонадежными;

в) распоряжение городскими финансами?

Городские думы по реформе 1870 г. избирались:

а) на основе всеобщего избирательного права горожан;

б) на основе имущественного ценза в трех разных избирательных собраниях;

в) «гласные» городской думы назначались градоначальником.

Для какой категории были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г.:

а) для купцов;

б) для крестьян;

в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей?

Реформа судебных учреждений 1864 г. вводила:

а) гласность судопроизводства;

б) участие присяжных заседателей во всех процессах;

в) участие присяжных заседателей в уголовных процессах;

г) состязательность судебного процесса.

Какая категория лиц не могла быть избрана присяжными заседателями по судебной реформе 1864 г.:

а) иностранцы;

б) купцы;

в) учителя начальных школ?

Что стало высшей кассационной инстанцией в России по судебной реформе 1864 г.:

а) Сенат;

б) Судебная палата;

в) Министерство юстиции?

Что такое мировой суд:

а) международный суд в Женеве, разрешавший международные споры;

б) судебный орган сельской общины;

в) суд с упрощенным производством в уездах и городах для разбора незначительных дел?

Военная реформа 1874 г.:

а) вводила всеобщую воинскую повинность;

б) сохраняла 25-летний срок службы;

в) объявляла рекрутские наборы.

Кто был освобожден от военной службы по закону 1874 г.:

а) дворяне; б) священнослужители; в) рабочие промышленных предприятий?

В 1865 г. были опубликованы Временные правила о печати, которые:

а) ужесточали цензуру в стране;

б) отменяли предварительную цензуру для ряда изданий;

в) отменяли всякую цензуру.


1. Изучение нового материала начинается со вступительного слова учителя: «Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что отмена крепостного права привела к огромным изменениям в российском обществе и потребовала проведения целого ряда реформ в области местного самоуправления, судебной системы, военного дела, образования. Однако большинство из реформ имели внутреннюю противоречивость и непоследовательность».

В классах с сильным составом учащиеся могут сами выявить эти противоречия, отвечая на вопросы: в чем заключались противоречия крестьянской реформы? Стали ли крестьяне собственниками земли? Получили ли они полную хозяйственную и административную свободу? В чем вы видите недостатки земской реформы? Какие элементы сословности так и не удалось преодолеть в судебной реформе? В чем вы видите противоречивость реформ в области просвещения?

Подводя итоги ответам учащихся, учитель еще раз подчеркивает основные противоречия либеральных преобразований.

Крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, по сути, на десятилетия предопределяла его зависимость от общины, экономическую неволю, хозяйственную несвободу от государства.

Земствам не дано было развиться ни «вширь», ни «вниз», ни тем более «вверх»: они не распространялись на нерусские окраины, не создали волостных (крестьянских) организаций, не имели прав на межгубернские, всероссийские объединения, за которыми властям мерещился призрак «парламентаризма». Кроме того, они подвергались административному надзору губернских властей. Сами же эти власти легко избегали подсудности: один из важнейших принципов правового государства — ответственность чиновников перед судом — отсутствовал в новых судебных уставах. Низшему и среднему образованию так и не удалось преодолеть свой сословный характер, а университетская реформа была снабжена такими ограничителями, как обязательное преподавание богословия, повышение платы за обучение и увеличение прав министерств и попечителей в университетах.

Затем учитель спрашивает: в чем вы видите причину непоследовательности реформ?

Выслушав ответы учащихся, учитель делает вывод, что реформы не могли быть последовательными в силу того, что они проводились по инициативе верховной власти, и если бы они были доведены до логического конца, то потребовалось бы отказаться от самодержавного принципа правления. Далее учитель, пользуясь материалом учебника, поясняет позицию Александра II по этой проблеме.

2. Переходя ко второму вопросу, учитель поясняет, что Александр II оказался в очень трудном положении. Консервативные силы считали, что реформы расшатывают самодержавный строй, и требовали их корректировки, с другой стороны, либералы требовали доведения реформ до логического конца. Революционеры же считали, что в условиях сохранения самодержавного правления вообще невозможно провести реформы в интересах народа. Стремясь уберечь страну от потрясений, император был вынужден лавировать. Далее учитель рассказывает о претворении реформ в жизнь, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения учащиеся могут заполнять таблицу, помещенную в рабочей тетради (второй пункт задания 10 § 21—22). Для закрепления материала можно обсудить проблемные вопросы: какие реформы и почему подверглись «консервативной корректировке»? Как вы думаете, почему консерваторы не решились «скорректировать» крестьянскую реформу?

3. Переходя к третьему вопросу, учитель отмечает, что консервативный курс правительства вызвал недовольство радикальных слоев общества. Революционеры получили еще одно подтверждение тому, что власть не в состоянии провести необходимые реформы в стране, и повели отчаянную борьбу против нее. При этом главным виновником всех бед они объявили царя и приговорили его к смерти. На Александра было совершено несколько покушений. Учитель сообщает, что более подробно о деятельности революционных организаций учащиеся узнают на последующих уроках. Сейчас же мы поговорим о том, как повел себя в этих условиях император. Далее учитель рассказывает о политическом режиме, получившем название «диктатура сердца», опираясь на материал учебника.

4. Сущность «Конституции» Лорис-Меликова учащиеся могут изучить самостоятельно, читая соответствующий раздел § 21—22 и заполняя схему, помещенную в рабочей тетради (задание 11 § 21—22). В случае отсутствия рабочих тетрадей учитель объясняет этот материал сам, рисуя на доске схему управления Российской империей, предложенную Лорис-Меликовым. Для закрепления материала учащимся предлагается обсудить проблему: можно ли считать предложенный проект конституцией?


Домашнее задание: § 21—22 учебника (предпоследний и последний «фонарики») и вопрос 6 к нему. Выучить новые термины. Выполнить задания 9, 10 (пункт 1) § 21—22 в рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]