История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс
Либеральные реформы 60—70-х гг. - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Цель урока: сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70- х гг. XIX в.
План урока: 1. Реформы местного самоуправления. 2. Судебная реформа. 3. Военные реформы. 4. Реформы в области просвещения.
Основные знания: изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.
Основные понятия: земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; принципы буржуазного права; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.
Основные даты: 18 июня 1863 г. — новый Университетский устав; 1 января 1864 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; 20 ноября 1864 г. — издание Судебных уставов; 6 апреля 1865 г. — «Временные правила о печати»; 16 июня 1870 г. — Городовое положение; 1 января 1874 г. — Устав о воинской повинности.
Персоналии: Д. А. Милютин.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».
Литература для учителя: Великие реформы в России. 1856—1874: Сборник. — М., 1992; Захарова Л. Г. Россия на переломе: Самодержавие и реформы 1861— 1874 гг. // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. — М., 1991; Ключевский В. О. Соч. Курс русской истории. — М., 1989.
Методические приемы организации урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.
Что даровала реформа 1861 г. крестьянам:
а) равные сословные права с мещанами;
б) землю без всякого выкупа;
в) личную свободу?
Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю:
а) 70 лет;
б) 10 лет;
в) 49 лет?
Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20—25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть:
а) государство;
б) земство;
в) помещики?
Какие крестьяне считались временно обязанными:
а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне?
Временно обязанные крестьяне должны были:
а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца;
б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;
в) принимать участие в общественных работах в своем уезде.
Какие категории крестьян по закону 19 февраля 1861 г. вообще лишались своих наделов:
а) все крестьяне;
б) монастырские;
в) бывшие дворовые?
На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю:
а) полностью за счет государственной казны;
б) бесплатно;
в) за выкуп при содействии правительства?
Что такое отрезки:
а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;
б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой?
Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками право собственности на:
а) ранее принадлежавших им дворовых людей;
б) все принадлежавшие им земли;
в) часть помещичьей земли.
Кто такой мировой посредник:
а) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры;
б) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями;
в) представитель помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы?
Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам:
а) без земли и без выкупа;
б) с землей за большой выкуп помещикам;
в) за небольшую выплату правительству;
г) без земли с ограничением многих личных прав.
Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам:
а) право владеть землей, промыслами, вести торговлю;
б) уравнение в правах с другими сословиями;
в) свободную продажу своего надела;
г) свободный уход в город на заработки.
К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся:
а) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю;
б) сохранение помещичьего землевладения;
в) отрезки;
г) чересполосица.
1. Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с созданием проблемной ситуации, работу над документом, помещенном в конце § 21—22.
Подчеркнув, что новые органы местного управления были выборными, необходимо более подробно остановиться на сущности избирательной системы. Учитель поясняет, что в демократических странах существует всеобщее, равное и прямое избирательное право. В классах с сильным составом можно попросить самих учащихся раскрыть суть этих принципов. Затем учитель создает проблемную ситуацию: отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам? При обсуждении этого вопроса необходимо не только раскрыть суть куриальной системы выборов, но и объяснить понятия «возрастной ценз», «имущественный ценз».
Рассказав о структуре земских органов, учитель ставит вопрос: какие же вопросы были призваны решать земства? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещенную на с. 140 учебника. Перечислив функции земств, учащиеся делают вывод о роли земств в общественной жизни.
Материал о городской реформе учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания.
2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Судебная реформа», помещенную в рабочей тетради (задание 4, § 21—22). Рассказывая о суде присяжных, учитель может предложить проблемное задание: независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5 по 14 класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишенными и т. д.) лица, занимавшие генеральские должности с 1 по 4 класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда... Как вы думаете, почему?
3. Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задания 5, 6 (§ 21—22) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: каковы главные цели военной реформы? Каковы ее основные направления? В чем вы видите влияние отмены крепостного права на военные реформы? Как изменился порядок комплектования русской армии? Кто и почему был освобожден от призыва в армию? Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?
4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на текст учебника.
В заключение урока учитель предлагает прочитать в учебнике (с. 142) определения гражданского общества и правового государства и доказать, что реформы 60—70- х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.
Домашнее задание: § 21—22 учебника до пункта «Претворение реформ в жизнь» и вопросы 1—5 к нему; задания к документу 2, помещенному в конце параграфа. Составить устный рассказ к иллюстрации, помещенной на с. 131 учебника. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2, 3, 7, 8 (§ 21—22) в рабочей тетради.