История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XVIII ВЕКЕ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Охарактеризовать развитие просвещения и системы образования в России |
Задачи урока |
Познакомить с крупнейшими достижениями отечественных ученых в области естественных, гуманитарных наук |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе |
Предполагаемый результат |
Знать: крупные достижения отечественных ученых; направления развития науки в XVIII веке в России; основные понятия темы. Уметь: определять место и роль основных открытий российской науки |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, портреты |
Основные понятия |
Хронология, Новое время |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1.Opганизационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Объявление темы урока. • XVIII век - время становления российской науки |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Включение в учебный процесс |
|
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
Проблемное задание: - Какой вклад в мировую науку внесли отечественные ученые? - Какова роль образования в развитии нашей страны? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. По итогам просмотра презентации отвечают на вопросы |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы. Прием “мозговой штурм” |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать |
в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
||||||
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Чем определялся уровень образованности и культуры в условиях самодержавия? |
Демонстрируют знания и умения по теме, строят предположения |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Приём “мозговой штурм” |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Презентация сообщений на тему “Наука” |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Таблица (презентация), сообщения об ученых |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Презентация сообщений на тему “Географические открытия” |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах, презентация сообщений, работа с картой |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Презентация сообщения о Иване Кулибине. Проблемный вопрос: - Почему идеи русских изобретателей остались невостребованными? |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные |
Работа с презентацией |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
1. Какой вклад в мировую науку внесли отечественные ученые? 2. Какова роль образования в развитии нашей страны? |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 30, вопросы, задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |