История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Выяснить особенности внутренней и внешней политики Павла I |
Задачи урока |
Уметь сравнивать события, делать и аргументировать выводы; применять полученные ранее знания; обобщать учебный материал; понять и осознать противоречивость правления Павла I, своими действиями приблизившего собственную смерть |
Формы, приемы, методы |
Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “открытое письмо”, составление хронологической таблицы |
Предполагаемый результат |
Знать: причины и особенности правления Павла I; направления внутренней и внешней политики Павла I. Уметь: определять место и роль основных событий правления Павла I; объяснять причины недовольства политикой Павла I; анализировать результаты деятельности Павла I |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология модульная |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты |
Основные понятия |
Коалиция, блокада, оборонительная война, захватническая война, эскадра |
Важные даты |
1796-1798 гг. - царствование Павла I. 12 декабря 1796 г. - указ, запрещающий свободный переход крестьян, живших на частных землях Донской области, Северного Кавказа и Новороссии. 1797 г. - закон о престолонаследии “Учреждение об императорской фамилии”. 1797 г. - указ, запрещающий продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка. 13 января 1797 г. - указ, запрещающий носить круглые шляпы, длинные панталоны, туфли с бантами, сапоги с отворотом. 16 февраля 1797 г. - указ, вводивший светскую и церковную цензуру. 5 апреля 1797 г. - указ о трехдневной барщине. 1798-1800 гг. - участие России в войне с Францией. 1798 г. - Россия вошла в антифранцузскую коалицию в составе: Австрии, Англии, Османской империи, Неаполитанского королевства. 1798-1799 гг. - Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Рейд эскадры Ф. Ф. Ушакова. 1800 г. - заключение мира между Россией и Францией |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
||
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
“Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое” (Павел I) |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли |
Регулятивные, личностные |
Включение в учебный процесс |
|||
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- Историки оценивают павловское царствование по-разному. “Непросвещенный абсолютизм” (Н. Я. Эйдельман). “Военно-полицейская диктатура” (М. М. Сафронов). “Политика Павла соответствовала интересам абсолютной монархии, а избранные средства - поставленной цели” (Ю. А. Сорокин). В конце урока дайте свою оценку политике Павла I |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Выбирают точку зрения, пытаются аргументировать свое мнение |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы, мнения |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
||
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Организация работы в парах (задания для работы на уроке - см. Приложение) |
Демонстрируют знания и умения по теме |
Учебно- познавательные, регулятивные, личностные |
Работа в парах, прием “взаимопроверка” |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
||
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Таблица, схема |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
||
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Организация проверки на каждом этапе, контроль за деятельностью обучающихся |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал |
Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа в группах, в парах, индивидуально |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи |
||
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация работы обучающихся по выполнению задания 4 (тест - см. Приложение) |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные |
Работа в группах по заданию |
Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Организация выступлений обучающихся, проверка выполнения заданий |
Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант |
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
||
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для... • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 29, вопросы, задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, личностные, коммуникативные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
||
Приложение
Задания для работы на уроке по теме “Внутренняя и внешняя политика Павла I”
Задание 1.
1. Открой учебник и прочитай текст пункта “Внутренняя политика Павла I”.
2. Сформулируй общий вывод: на что была направлена политика императора? Запиши в тетрадь.
3. Подбери три аргумента, доказывающих правоту фразы: “Павел I старался облегчить жизнь крепостных крестьян”.
4. Согласен ли ты с фразой: “Павел продолжил политику своей матери Екатерины II в дворянском вопросе”?
5. Проведи взаимопроверку в парах: оцени работу соседа по парте. Поставь оценку в тетрадь.
Задание 2.
1. Прочитай текст “Внешняя политика Павла I”.
2. Устно ответь на вопросы:
1) С какими странами Россия имела дружественные отношения?
2) Назови имена русских полководцев данного времени.
3) В чем выражается непоследовательность внешней политики Павла I?
3. Прочитай вопросы и выбери правильные ответы.
1) Павел I был ярым противником установления дружественных отношений:
а) с Пруссией; б) Францией; в) Англией; г) Швецией.
2) Итальянский поход возглавил:
а) Ушаков; б) Римский-Корсаков; в) Суворов.
3) В 1801 году Павел I прекратил торговые отношения:
а) с Пруссией; б) Францией; в) Англией; г) Швецией.
Задание 3. (Работа в группах.)
1. Внимательно познакомьтесь с оценками царствования Павла (документы после параграфа) “Современный американский историк Р. Мак-Грю Павле I” и “Из письма великого князя Александра Лагарпу”.
1) Выделите главную мысль;
2) попробуйте объяснить позицию авторов.
2. Ответьте на вопрос: “В чем вы видите причины столь разных подходов к этому вопросу?”.
3. Познакомьте класс с теми выводами, которые вы сделали.
Задание 4. Определитесь с выбором задания самостоятельно.
Тест
Уровень 1 (оценка “3”).
1. Правление Павла I началось:
а) в 1762 г.;
б) 1792 г.;
в) 1796 г.;
г) 1798 г.
2. Важным направлением внутренней политики Павла 1 стало:
а) ограничение дворянских прав и привилегий;
б) увеличение дворянских прав и привилегий;
в) отмена крепостного права;
г) решение некоторых вопросов в интересах крестьян.
3. Какие имена “лишние” в ряду?
а) Суворов;
б) Римский-Корсаков;
в) Кутузов;
г) Ушаков;
д) Павел I.
4. Император Александр I стал править:
а) в 1800 году после заговора;
б) в 1800 году по завещанию Павла I;
в) в 1801 году по завещанию Павла I;
г) в 1801 после заговора.
Уровень 2 (оценка “4”).
1. Перечислите личные качества Павла I.
2. Чем вы можете объяснить противоречивые черты характера Павла I?
Уровень 3 (оценка “5”).
Сравните политику Павла I и Екатерины II (то есть выделите общее и различное, сделайте вывод).