История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
РАБСТВО В ГРЕЦИИ В V ВЕКЕ ДО Н. Э. - РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V В. ДО Н. Э. - ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема посвящена периоду экономического и политического расцвета греческих государств, охватывающему первые две трети V в. до н. э. (до начала Пелопоннесской войны в 431 г. до н. э.). Предпосылкой этого расцвета явилась победа греков в войнах с персами, оказавшая сильнейшее влияние на хозяйственную, общественную и культурную жизнь страны.
В изучаемый период Греция переживала подъем хозяйства (широкое использование труда рабов-чужеземцев в рудниках и каменоломнях, в ремесленных мастерских, отчасти в сельском хозяйстве; расцвет морской торговли и ремесла). В тот же период рабовладельческая .демократия победила в Афинах и во многих других городах-государствах.
При изучении греко-персидских войн целесообразно использовать цветной диафильм «Греко-персидские войны». Подробные методические рекомендации по изучению этих войн учитель найдет в предшествующем издании данного пособия (в настоящем издании они отсутствуют).
Рис. 23. Кадр из цветного диафильма «Греко-персидские войны» (художник И. Сущенко)
УРОК 1. РАБСТВО В ГРЕЦИИ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.
В результате побед греков над персами увеличилось количество военнопленных, которых обращали в рабов. Стало возможным беспрепятственно привозить по морю в Элладу также рабов из отдаленных земель.
Большая часть рабов использовалась в горнодобывающем деле и в ремесле (последнее является отличительной чертой рабства в Греции). Рабы выполняли самые трудоемкие и опасные работы. Им давали грубые и примитивные орудия, ответственных работ не доверяли. Это объясняется незаинтересованностью раба в результатах своего труда.
Варианты начала урока: I. А 3; Б 6; А 1; Б 7. II. Б 6; А 1-2. III. А 3; Б 1-5, 7. IV. Б 1, 5, 7.
Вопросы и задания:
А. 1. Расскажите о Фермопильском (или Саламинском) бое от имени грека, его участника. Если учитель практикует подобные задания, то и данное задание в каждом классе готовы выполнить несколько учеников. Правда, они не всегда продумывают логику изложения. Так, участник Фермопильского боя может спрятаться в кустах и наблюдать оттуда за гибелью трехсот спартанцев (оценивая ответ, учащиеся называют героя такого рассказа трусом и предлагают изменить сюжет: «Я был тяжело ранен, но, лежа за камнями, видел все»).
2. Объясните, почему греки победили в войне с персами. Учащимся предлагается раскрыть учебник на стр. 137 (задание 2 к § 32), где в виде вопросов приведен план ответа. Направляя ответ, учитель ставит дополнительные вопросы соответственно пунктам плана: а) Как изменилось бы положение греков, если бы победили персы? Вспомните, каково было положение народов, покоренных персами. (Греки из свободных граждан превратились бы в подданных персидского царя, их заставили бы платить дань и сражаться за чуждые им интересы, беднякам снова бы угрожало рабство за долги.) Какие особенности персидского войска снижали его боеспособность? б) Что позволило грекам создать сильный флот и хорошо вооружить войско? Вспомните, как повлияло образование колоний на развитие ремесел, кораблестроения и мореплавания в Греции. Как афинянам удалось построить 200 триер за короткий срок? в) Какой союз греческих государств вам известен? С какой целью он был создан?
3. Сколько лет прошло от реформ Солона до Марафонской битвы? Сколько лет назад она была? Начертите «линию времени», отметьте на ней начало нашей эры и требуемые даты. Б. 1. Опишите Саламинскую битву. К каким последствиям она привела? 2. После какого события персидские войска вынуждены были покинуть Грецию? 3. Почему после освобождения Балканской Греции войны с персами продолжались еще тридцать лет? 4. Что вы знаете о морском союзе греческих государств? 5. Каковы были условия мира с персами? 6. Покажите на карте места четырех важнейших сражений греков с персами. Когда они произошли? Чем закончились? Какие последствия имели? 7. Почему войны окончились победой греков?
План изучения:
1. Продажа рабов.
2. Источники рабства.
3. Использование рабов.
4. Положение рабов в древней Греции.
1. Учащиеся впервые знакомятся с подробностями работорговли. Желательна работа с картиной X. Лопеса «Продажа рабов в древней Греции».
«Представьте себе рынок в одном из греческих городов, - говорит учитель. - Что это за город, я не знаю, да это и не так важно. Подумайте, почему».
Вдали виднеется теплое, изумрудно-пенное, как говорили греки, море, белые паруса лодок радуют глаз, над головой синее безоблачное небо, вокруг красивые здания из мрамора. Но страшные вещи творятся под ясным небом Эллады. Что же здесь происходит? Опишите, как продавали рабов в древней Греции.
Сильные учащиеся справляются с заданием по картине. Более слабые подменяют ее анализ перечислением отдельных деталей («Вот тут девочка, рядом - торговец, который тащит ее; дальше - покупатель...» и т. д.). Учитель руководит ответом:
- Недостаточно перечислить то, что видишь на картине, необходимо раскрыть ее содержание. Перед нами три группы людей: а) рабы, выставленные на продажу; б) работорговцы; в) покупатели. Опишите каждую из этих групп.
Возможны дополнительные задания и вопросы к каждой группе: а) опишите фигуру раба в центре. Предположите, почему он в цепях; для чего на его грудь повешена дощечка. Что на ней написано? Предположите, какую работу в хозяйстве заставят выполнять девочку-рабыню. Почему торговцы на рынке нередко ставили карлика или одряхлевшего раба (на картине - горбуна) рядом с сильным рабом? («Чтобы слабого купили вместе с сильным», «чтобы сильный раб казался еще сильнее», - обычно говорят учащиеся. Правильным является второй ответ.) б) Как ведут себя торговцы? Предположите, какими словами зазывают они покупателей, в) Предположите, о чем говорят покупатели между собой. Как относятся присутствующие здесь греки ко всему происходящему? Возмущены ли они продажей рабов? Если нет, то предположите почему.
Последний вопрос имеет принципиальное значение, и потому учитель, дополняя, говорит, что рынки рабов находились во многих городах, продажа людей была обычным явлением и никого из греков не возмущала. Изображенный на картине сидящий грек оперся на красивый сосуд и то ли слушает своего соседа, то ли погружен в собственные мысли. Ему нет дела до происходящего, возможно, он даже не слышит криков ребенка, рыданий матери, свиста кнутов надсмотрщиков. Не надо думать, что все покупатели обязательно злые или жестокие люди. Вот, например, старик G седой бородой, обсуждающий качества выставленного на помосте раба. Наверно, у него есть внуки, для которых он добрый и любящий дед. Он купит для них на продуктовом рынке пряники на меду и другие сладости. Но этот старик, как и остальные греки, считает естественной торговлю «живым товаром». Он убежден: чужеземцы для того и созданы, чтобы быть рабами у эллинов.
Рабы стоили в Греции относительно дорого: стоимость раба в зависимости от его возраста, внешнего вида и того, был ли он обучен какому-нибудь ремеслу, могла равняться стоимости нескольких быков (В конце V в. до н. э. в Афинах цена раба была 100-300 драхм, быка - 50 драхм. См.: Фролов Э. Д. Социально-политическая борьба в Афинах в конце V в. до н. э. Л., 1964, с. 93, 99, 110. Впоследствии учащиеся узнают, что в Риме II-I вв. до н. э. рабы ценились значительно дешевле).
2. В ходе беседы выясняются источники рабства. Учащимся предлагается рассмотреть схему на стр. 138 и ответить на вопросы: «Как люди, продававшиеся на рынках Греции, потеряли свободу? Какой из источников рабства, указанных на схеме, отсутствовал в Афинах V в. до н. э.? Когда было отменено долговое рабство в Афинах? Почему оно было отменено?»
Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война (поэтому в последние годы войны с персами число рабов в греческих городах резко возросло). Множество рабов было также куплено в отдаленных странах. В результате побед над персами греки завладели важнейшими морскими путями на Эгейском и Черном морях, часто посещали Северное Причерноморье, где вожди местных племен охотно меняли невольников на греческие расписные вазы, шерстяные ткани, вино и масло.
Учитель подчеркивает, что в V в. до н. э. во многих греческих государствах рабства - должничества не было. Последний бедняк, кутавшийся в разорванный плащ и не имевший монеты на покупку ячменной лепешки, твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим.
Учитель может сравнить рабов, родившихся в неволе, с рабами, привезенными из чужих стран. Одним характером обладает раб, захваченный с оружием в руках на войне (на картине «Продажа рабов» это стоящий в цепях невольник). Такой раб помнит о днях свободы, он будет бороться за нее, он ненавидит поработителей и не простит им своего унижения. Совсем другой характер у раба, выросшего в неволе: с детских лет ему внушали, что он раб и должен угождать господам, быть во всем покорным их воле. Считалось, что рабы, не знавшие свободы, более послушны.
Рис. 24. Кадр из цветного диафильма «Афинский раб» (художник И. Сущенко)
3. Учитель может продолжить работу со схемой на стр. 138. (На каких работах использовали рабов в древней Греции?) Развивая мысли, высказанные учащимися, он выделит характер тех работ, которые возлагались на рабов. В Греции, как и повсюду в древности, рабов прежде всего заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Приводится пример добычи серебряной руды на юге Аттики.
Любуясь красивой серебряной вазой, трудно представить себе, в каких ужасающих условиях рабы добывали серебро. Не было работы тяжелее, поэтому рабовладельцы угрожали непокорным рабам ссылкой в рудник.
- Ты совсем обленился,- говорил господин своему рабу,- стал дерзким и наглым. Я решил отправить тебя в рудник.
Раб менялся в лице, бледнел, падал на колени перед хозяином:
- Господин, не делай этого, лучше убей меня своими руками. Я исправлюсь, ты увидишь.
«Предположите, почему рабы боялись ссылки в рудник?» - спрашивает учитель. При наличии времени он может дополнить ответ учащихся, используя учебник (§ 34, п. 3).
Отмечается, что отдельные виды работ, быть может, не подрывали здоровье раба, но труд его почти всегда был однообразным, не приносившим душевного удовлетворения. Пример такого труда - обслуживание рабовладельца в его доме.
Если тяжелая работа требовала от человека заинтересованности, рабам ее не поручали. Например, на афинских триерах избегали использовать труд рабов.
Особенностью хозяйства древней Греции было широкое распространение труда рабов в ремесле. Раскрывая, эту мысль, учитель предлагает рассмотреть картину В. Синани «Гончарная мастерская» (или цветн. рис. 12). На картине одна из многих афинских мастерских, расположенных на берегу небольшой речки в городском квартале Керамик.
Работая с картиной, нужно показать, что для греческого ремесла было типично сочетание рабского и свободного труда.
Задание: На картине изображена группа людей: хозяин мастерской, покупатель, носильщики сосудов, работники (учитель кратко поясняет, что делает каждый). Укажите, кто из них свободный, а кто раб. Обоснуйте ответ, исходя из характера выполняемой работы.
Учащиеся показывают на примерах, что тяжелая однообразная работа была возложена на рабов. Поскольку последних можно узнать по их одежде (эта особенность анализируемой картины снижает ценность задания), целесообразно продолжить беседу:
- Художник - свободный человек. Целый день он расписывает сосуды, сидя на стуле без спинки и не меняя позы. Вряд ли его труд намного легче труда раба, месящего глину. Сравните труд того и другого работника: в чем главное различие в самом характере труда?
Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что работой творческой, требующей выдумки и заинтересованности, занимались почти исключительно свободные люди.
Полезно напомнить, что в Греции были развиты и многие другие ремесла. Какие ремесленные мастерские, кроме гончарных, существовали в греческих городах? Какие работы выполняли рабы в этих мастерских?
4. «Подумайте, чем объяснить жестокое обращение с рабами в Греции», - предлагает учитель, приведя два-три примера подобного обращения (стр. 139). Выслушав догадки, он объясняет, что строжайшие принудительные меры по отношению к рабам были связаны с полным отсутствием у них заинтересованности в результате своего труда.
Прекрасно иллюстрируют эту мысль строчки из «Одиссеи» (стр. 139).
Не менее важна и следующая мысль: тяжелое положение раба определялось не только тем, что ему угрожал кнут надсмотрщика. Без сомнения, были рабовладельцы, более мягко относившиеся к рабам и не истязавшие их. Среди рабов встречались высоко ценившиеся опытные повара, одаренные танцоры и музыканты, искусные мастера-ремесленники, которым жилось несоизмеримо лучше, чем остальным рабам. Однако по законам любой раб приравнивался к вещи, за ним не признавались права человека. Раб не мог свободно распоряжаться самим собой и своим трудом, не мог менять место жительства, иметь семью, не считался гражданином того государства, на территории которого жил.
Необходимо сказать о той борьбе, которую рабы вели с рабовладельцами.
Домашнее задание: § 33. Задание 4 к § 33.
Вариантом урока является работа с цветным диафильмом «Афинский раб» (по мотивам рассказа С. Я. Лурье).