Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Франция - СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ
Цели
Обучения: рассмотреть развитие Франции в послевоенные годы и на современном этапе; продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма и уважения к правам человека.
Развития: учить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать память, речь, коммуникативные свойства.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: использование опережающих заданий, интерактивные (ток-шоу), фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Атлантизм — идейно-политическая концепция, в основе которой лежит положение об общности интересов и судеб стран Атлантического региона. Получил распространение в годы “холодной войны”.
Авторитаризм — политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или в одном властном органе.
Интеграция — процесс объединения национальных хозяйств, включающий в себя проведение согласованной межгосударственной экономической политики.
Репрессия — карательная мера, наказание, применяемое государственными органами.
Основные события
1946—1958 гг.: период Четвертой республики.
1958 г.: установление Пятой республики.
1974 г.: Концепция продуманного голлизма В. Ж. Д’Эстена.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с ДМ.
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске. Определяет и озвучивает цели урока. Затем рассказывает о временном режиме во Франции 1944—1946 гг.
4. Учитель организует изучение нового материала, используя метод “ток-шоу”. Учащиеся, заранее готовившие свою часть нового материала, садятся за учительский стол и излагают материал. Учитель в качестве ведущего задает вопросы, привлекая к участию в обсуждении нового материала весь класс.
Вопросы для обсуждения. Особенности политики голлизма. Трансформация политической системы. Основные направления политики Четвертой республики. Новые направления в политике Пятой республики. Франция в конце 80-х — 90-х годах. Особенности развития современной Франции.
Вопросы учителя: 1. Почему, на ваш взгляд, в первые послевоенные годы не только во Франции разворачивается процесс национализации? 2. Чем предопределилась отставка Ш. де Голля в 1946 г.? 3. Какую роль в обществе сыграла теория “третьей силы”? 4. Что лежало в основе политики атлантизма? 5. В чем заключались истинные намерения ультраколониалистов? 6. Почему возвращение Ш. де Голля к власти вызвало всеобщее одобрение? 7. Как бы вы определили стратегическую линию во внешней политике Ш. де Голля? 8. Чем были вызваны майские события 1968 г.? 9. Как вы считаете, почему свою политику Ж. д’ Эстен назвал концепцией продуманного голлизма? 10. Как повлияло на экономику страны введение в рамках ЕЭС европейской денежной единицы экю? 11. Почему Ф. Миттеран назвал свою политику социализм на французский манер? 12. С чьим именем связано активное участие Франции в НАТО?
5. Работа с ДМ.
6. Опережающее задание. 1) Охарактеризуйте три направления внешней политики президента Н. Саркози, используя материал учебника. 2) Почему, по-вашему мнению, Франция в 2009 г. вернулась в военную организацию НАТО? 3) Почему Н. Саркози не относит к приоритетным направлениям внешней политики отношения с такими крупными и влиятельными странами, как Россия и Китай? Обоснуйте свое мнение.
7. Рефлексия. Сравните развитие Франции со странами Запада в послевоенные годы.
8. Работа с ДМ. Сравнительный анализ стран США, Великобритании, Франции.
9. Домашнее задание: § 10. Учитель распределяет опережающее задание к следующему уроку. Подготовка к защите проектов: “В. Брандт — Г. Шмидт — Г. Коль — “ось великих и простых”; “Объединение двух Германий”.