Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Внешняя политика Советской России. Брестский мир - Урок 2 - Становление новой России (октябрь 1917—1920 г.)
На уроке завершается изучение темы «Внешняя политика Советской России. Брестский мир» и раздела «Первые месяцы большевистского правления».
План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Опрос на закрепление. 3. Опрос-игра. 4. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. На втором уроке можно завершить разбор темы, остановив внимание учащихся на последних этапах переговоров и ратификации договора, а затем — провести опрос на закрепление.
В большевистских верхах идет бурное обсуждение выдвинутых требований. При этом определились три точки зрения: В. И. Ленина (затягивать переговоры, а в случае предъявления ультиматума немедленно подписать договор), Л. Д. Троцкого («ни войны, ни мира») и Н. И. Бухарина («революционная война»). Опираясь на материалы учебника, следует раскрыть их сущность. Наконец, на заседании ЦК 11 января было достигнуто компромиссное решение: «всячески затягивать подписание мира» (Ленин), «в случае немецкого ультиматума объявить войну прекращенной, но мира не подписывать» (Троцкий).
19 января Л. Д. Троцкий вернулся в Брест, имея эту директиву ЦК. Начинается четвертый этап переговоров. Нарком, как мог, медлил с окончательным ответом на все более настойчивые требования другой стороны. Вечером 28 января (10 февраля), когда затягивать переговоры дальше было уже невозможно, он выступил с официальным заявлением: «Правительство Российской Федеративной Республики доводит до сведения правительств и народов воюющих с ними, союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия со своей стороны объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным. Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всему фронту».
16 февраля немецкое командование заявило о прекращении перемирия с 12 ч дня 18 февраля 1918 г. На русский фронт перебрасывается несколько дивизий. Начинается наступление по всему фронту. 19 февраля были оккупированы Венден, Минск, занят Двинск. Немцы приближаются к Пскову. Правительство готовится к эвакуации из Петрограда.
Здесь будет интересно познакомить учащихся с фрагментом из книги: Наше Отечество. Опыт политической истории. — М., 1991. — Т. 2.
«Общепринято мнение, что, возвращаясь в Брест для возобновления переговоров в конце января по н. ст., Троцкий имел директиву советского правительства подписать мир. Эта легенда основывается на заявлении Ленина, сделанном на Седьмом съезде партии: «Было условлено, что мы держимся до ультиматума немцев, после ультиматума мы сдаем». Поскольку никаких официальных партийных документов о договоренности с Троцким не существовало, оставалось предполагать, что Ленин и Троцкий сговорились о чем-то за спиной ЦК в личном порядке и Троцкий, не подписав германский ультиматум, нарушил данное Ленину слово.
Есть, однако, основания полагать, что Ленин пытался свалить на Троцкого вину за срыв мира и начало германского наступления. За это говорит и отсутствие документов, подтверждающих слова Ленина, и наличие материалов, их опровергающих. Так, в воспоминаниях Троцкого о Ленине, опубликованных в 1924 г. сначала в «Правде», а затем отдельной книгой, имеется отрывок, который трудно трактовать иначе, как описание того самого разговора-сговора, на который намекал Ленин с трибуны съезда. Вот как пересказывал состоявшийся диалог Троцкий:
Ленин: Допустим, что принят ваш план. Мы отказались подписать мир, а немцы после этого переходят в наступление. Что вы тогда делаете?
Троцкий: Подписываем мир под штыками. Тогда картина ясна рабочему классу всего мира.
— А вы не поддержите тогда лозунг революционной войны?
— Ни в коем случае.
— При такой постановке опыт может оказаться не столь уж опасным. Мы рискуем потерять Эстонию или Латвию... Очень будет жаль пожертвовать социалистической Эстонией, — шутил Ленин, — но уж придется, пожалуй, для доброго мира пойти на компромисс.
— А в случае немедленного подписания мира разве исключена возможность немецкой военной интервенции в Эстонии или Латвии?
— Положим, что так, но там только возможность, а здесь почти наверняка.
Таким образом, Троцкий и Ленин действительно договорились о том, что мир будет подписан, но не после предъявления ультиматума, а после начала наступления германских войск».
23 февраля в 10 ч 30 мин Советское правительство получило ультиматум от правительства Германии. Условия, предложенные в нем, были еще тяжелее, чем раньше: от России отторгались значительные территории (предложить учащимся посмотреть атлас); Россия должна была немедленно демобилизовать всю армию, вывести войска из Финляндии, с Украины и т. д. Для принятия этих условий давалось 48 ч, а для подписания договора — трое суток.
В новую советскую делегацию, прибывшую в Брест 28 февраля, вошли Г. В. Чичерин, Г. Я. Сокольников, Л. М. Карахан, Г. И. Петровский и др. Начался последний, пятый, этап переговоров. 3 марта делегация подписала предложенный договор. 8 марта он был ратифицирован на VII Экстренном съезде РКП(б), а 17 марта — на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов.
Аннулирован Брест-Литовский договор постановлением ВЦИК от 13 ноября 1918 г.
Примерный вариант опроса на закрепление:
1. Каковы были основные задачи во внешней политике первых месяцев большевистского правления?
Немедленный выход из войны.
2. Как предлагали большевики выйти из войны (на основании Декрета о мире)?
Мир без аннексий и контрибуций.
3. Какие органы были созданы для управления внешней политикой?
На II съезде Советов в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» 26 октября создан Народный комиссариат иностранных дел во главе с Л. Д. Троцким. После заключения Брестского мира он подал в отставку, и новым наркомом иностранных дел был назначен Г. В. Чичерин.
4. Охарактеризуйте этапы подготовки Брестского мирного договора. Как изменялась тактика советской делегации на каждом этапе?
5*. Какие точки зрения на заключение мирного договора противостояли в партии? Кто их выражал? Как они аргументировались?
Ответ на этот вопрос можно получить в игровой форме, предложив учащимся попробовать отстаивать точки зрения по ролям.
Домашнее задание. 1. Повторить § 31—35. 2. Подготовиться к контрольной работе на повторение.