Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Первые действия Временного правительства - Россия в революционном вихре 1917 г.
Цель урока — изучение темы «Первые действия Временного правительства».
План урока. 1. Изучение нового материала. 2. Письменная самостоятельная работа учащихся. 3. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Изучение нового материала можно построить как беседу с учащимися с опорой на текст учебника и документы «Хрестоматии...» (с. 44—46).
Для этого можно предложить следующие вопросы:
1. Кто вошел в первое Временное правительство?
Председатель Совета Министров и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов, министр иностранных дел — П. Н. Милюков, министр военный и морской — А. И. Гучков, министр путей сообщения — Н. В. Некрасов, министр торговли и промышленности — А. И. Коновалов, министр финансов — М. И. Терещенко, министр просвещения — А. А. Мануйлов, Обер-прокурор Святейшего Синода — В. Л. Львов, министр юстиции — А. Ф. Керенский.
2. Какие задачи ставило перед собой это правительство (в декларации)?
1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.
3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
5) Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
7) Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.
8) При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам.
Далее, самостоятельно пользуясь текстом учебника и «Хрестоматией...», заполнить следующую таблицу:
Вопросы для сравнения |
Декларация Временного правительства |
Реальные действия Временного правительства |
Действия Петросовета |
Домашнее задание. 1. § 26. 2*. Подготовить устное сообщение о положении на фронте и реакции солдат и офицеров на известие об отречении Николая II.