Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Февральская революция - Россия в революционном вихре 1917 г.
На уроке продолжается изучение темы «Февральская революция».
План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Самостоятельная работа с учебником. 3. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Начать урок можно с опроса:
1. Какие лозунги выдвигали восставшие в Петрограде?
«Хлеба!», «Мира!», «Свободы!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!».
2. С каких событий начинается революция?
С забастовки на Путиловском заводе.
3. Какие задачи должна была решить революция?
Прекратить войну, изменить форму правления и т. д.
4. Что такое двоевластие? Когда оно оформилось?
27 февраля — 3 марта 1917 г.
5*. Если в качестве домашнего задания предлагалось подготовить устное сообщение об отречении Николая II, то можно его заслушать. Если нет, можно ознакомить учащихся с соответствующими документами.
«2-го марта. Четверг.
Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц.-дем. Партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 ч пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот. я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!»
Дневники императора Николая II. — М., 1991. — С. 625.
После этого можно предложить учащимся, пользуясь текстом учебника (§ 25), самостоятельно заполнить следующую таблицу:
Вопросы для сравнения |
Правые партии |
Центр |
Левые партии |
Кто входил |
|||
Как оценивали февральские события |
|||
Как относились к Временному правительству |
|||
Какую форму государственного правления предлагали |
|||
Как относились к участию России в Первой мировой войне |
|||
Как представляли себе решение аграрного вопроса |
|||
Как предполагали решить национальный вопрос |
Домашнее задание. 1. § 25. 2. § 26 — для ознакомления. 3. Вопрос 4 к § 26 — письменно.