Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Третьеиюньская монархия - Накануне краха
На уроке вводится новая общая тема «Третьеиюньская монархия» (изучение темы рассчитано на 4 урока).
План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Объяснение нового материала. 3. Работа с «Хрестоматией...» и опрос по новому материалу. 4. Пояснения к домашнему заданию.
Начать опрос можно с работы по «Хрестоматии...» (с. 15). Учащимся предлагается прочитать отрывок из «Манифеста о роспуске Государственной думы» и прокомментировать, о каких событиях и законах идет речь.
Затем можно проверить заполнение таблицы. Если давалось устное сообщение о П. А. Столыпине, то слово для выступления предоставляется одному из учащихся. Если нет, то объяснение нового материала можно начать с краткой биографической справки.
Пояснения к теме.
Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. Окончил Виленскую гимназию и в 1881 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ. В 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел. Был назначен уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, в 1899 г. — губернским предводителем дворянства, а в 1902 г., неожиданно для себя (благодаря поддержке В. К. Плеве), — гродненским губернатором. В 1903 г. назначен Саратовским губернатором. Летом 1905 г. саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения.
В апреле 1906 г. ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Назначение это было отнюдь не случайным — Столыпина поддерживали и шурин Д. Б. Нейгардт, и обер-прокурор Синода князь А. Д. Оболенский, и Д. Ф. Трепов. Через два с половиной месяца (7 июля 1907 г.) Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.
Продолжение изучения темы можно построить в виде беседы с учащимися.
Примерные вопросы:
1. Ознакомившись с текстом «Хрестоматии...» (с. 30), ответьте на вопрос: как определял свой политический курс Столыпин?
2. Как относился Столыпин к черносотенным организациям?
Став премьером, решительно потребовал прекращения погромной «самодеятельности», добиваясь разоружения черносотенных организаций.
3. Как Столыпин относился к Думе?
Он считал, что Дума полезна для поддержания порядка в стране, но она должна стать «послушной», управляемой со стороны власти. Для этого и был принят новый избирательный закон.
4. Какой вопрос Столыпин считал первоочередным при проведении реформ?
Аграрный.
Домашнее задание. 1. § 16. 2. Вопросы 2 и 3 к параграфу (письменно). 3. § 17 — для ознакомления. 4*. Подготовить рассказ о покушении на Столыпина 12 августа 1906 г. 5*. Ознакомиться со сборником «Вехи». 6*. Подготовить краткое устное сообщение о Е. Ф. Азефе.