Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Революция 1905—1907 гг. - Урок 6 - В годы революции
На уроке проверяется усвоение темы «Революция 1905—1907 гг.».
План урока. 1. Письменная контрольная работа. 2. Пояснения к домашнему заданию.
В этом случае лучше ограничиться небольшим количеством вопросов. Например:
1. Какие основные вопросы должна была решить революция 1905—1907 гг.?
Крестьянский, рабочий, национальный; вопрос о власти и гражданских свободах.
2. Дайте свою периодизацию революции. Перечислите наиболее значительные события каждого из этапов.
I этап: 9 января — сентябрь 1905 г.; шествие 9 января, 18 февраля 1905 г. — рескрипт о создании Думы, 23 февраля — всеобщая забастовка в Петербурге, 12 мая — 26 июля — Иваново-Вознесенская стачка, 14—25 июня — восстание на броненосце «Потемкин», 6 августа — опубликование «Учреждения Государственной думы» и Положения о выборах. II этап: октябрь — декабрь 1905 г.; 6—22 октября — стачка в Москве, сначала на Казанской железной дороге, 15 октября — начало Всероссийской стачки, 17 октября — Манифест, 26—27 октября —восстание солдат и матросов в Кронштадте, 11—16 ноября — восстание матросов в Севастополе, 7—19 декабря — вооруженное восстание в Москве, 11 декабря 1905 г. — новый закон о выборах. III этап: декабрь 1905—1907 г.; 27 апреля — 8 июля 1906 г. — деятельность I Государственной думы, 20 февраля — 3 июня 1907 г. — деятельность II Государственной думы.
3. Какие требования выдвигали буржуазия, революционные партии, рабочие, крестьяне, солдаты и матросы?
Буржуазия — требования конституции, демократических свобод; революционные партии — демократических свобод, немедленного решения аграрного и рабочего вопроса, свержения самодержавия; рабочие — законодательного урегулирования условий труда, демократических свобод, прекращения войны; крестьяне — передела помещичьих земель; солдаты и матросы — демократических и политических свобод, урегулирования отношений с командным составом.
4. Какие права и свободы обещал Манифест 17 октября 1905 г.? Какими законами и что было закреплено?
«Незыблемые основы гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные права.
5. В чем причины поражения Московского восстания? Какое это имело значение для революции в целом?
Восстание было лишено централизованного руководства, восставших не поддержали другие регионы страны.
6. Какие партии оформились после подписания Манифеста 17 октября 1905 г.? Сравните партийный состав I и II Думы.
Кадеты и октябристы.
I Дума |
II Дума |
||
Кадеты |
98 |
Кадеты |
98 |
Трудовики |
97 |
Трудовики |
104 |
Мирнообновленцы |
25 |
Умеренные и октябристы |
32 |
Социал-демократы |
17 |
Социал-демократы |
65 |
Партия демократических реформ |
14 |
Партия демократических реформ |
1 |
Прогрессисты |
12 |
Эсеры |
37 |
Беспартийные |
103 |
Беспартийные |
50 |
Польское коло |
32 |
Национальные группы |
76 |
Эстонская группа |
5 |
Казачья группа |
17 |
Латышская группа |
6 |
Правые |
22 |
Группа западных окраин |
20 |
Народные социалисты |
16 |
Литовская группа |
7 |
7. Что послужило причиной прекращения работы I и II Думы?
Манифест 9 июля объяснял роспуск I Думы тем, что «выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область», одновременно на Думу была возложена ответственность за прошедшие крестьянские выступления. Манифест 3 июня 1907 г. обвинял II Думу в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что ряд ее членов участвовал в заговоре против государства.
8. Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Думы?
I Дума |
II Дума |
||
Кадеты |
Проект 42-х |
Кадеты |
Свели до минимума принудительное отчуждение земель |
Трудовики |
Проект 104-х |
Трудовики |
Проект 104-х |
33 депутата (6 июня 1906г.) |
Проект 33-х |
Эсеры Большевики Правые и октябристы |
Социализация земель Национализация всей земли Защищали указ 9 декабря 1906 г. |
9. Какова была тактика большевиков на протяжении революции 1905—1907 гг.? Как она изменялась, в связи с какими событиями?
12—27 апреля 1905 г. в Лондоне состоялся III съезд РСДРП(б), на основании решений которого большевики развернули активную пропаганду бойкота всех мероприятий правительства, в том числе и выборов в Думу, началась работа по подготовке вооруженного восстания и одновременно — широкая агитация за празднование 1 Мая. Составлена основа тактики «левого блока». Декабрь 1905 г. — конференция в Таммерфорсе — принято решение о слиянии партийных центров и параллельных местных организаций. Бойкот выборов в Думу. 10—25 апреля 1906 г., Стокгольм — «Объединительный» съезд — пересмотр аграрной программы и объединение с меньшевиками. РСДРП сливается с социал-демократами Польши и Литвы. 1907 г. — признана ошибочной тактика бойкота выборов в Думу.
10. Каковы движущие силы и особенности революции 1905—1907 гг.?
Крестьянство, рабочие, буржуазия; была народной по движущим силам.
Домашнее задание. 1. § 16. 2. Заполнить таблицу «III Государственная дума».