Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Революция на изломе (1906 — начало 1907 г.) - В годы революции
На уроке вводится тема «Революция на изломе (1906 — начало 1907 г.)». Начинается изучение общей темы. Оно рассчитано на 4 урока и разделено на более мелкие вопросы. На первом уроке рассматривается вопрос «Реформы конца 1905 — начала 1906 г.».
План урока. 1. Комментарий к проверочной работе. 2. Опрос для введения новой темы. 3. Объяснение нового материала. 4. Опрос на закрепление объясненного материала. 5. Пояснения к домашнему заданию.
Начать урок следует с подробного анализа контрольной работы. Сам по себе анализ позволит не только обратить внимание учащихся на наиболее часто встречающиеся в их работах ошибки, но и еще раз даст возможность кратко повторить основные события и проблемы начала революции.
После комментария можно задать учащимся ряд вопросов, которые позволят перейти к объяснению нового материала.
Примерный вариант опроса для введения новой темы:
1. Куда перемещается центр рабочего движения?
В регионы. Особенно серьезно обстояло дело на Транссибирской магистрали. Значительная часть ее контролировалась стачечными комитетами; многие станции стали опорными пунктами для революционеров.
2. Где особенно сильно было крестьянское движение в 1906 г.?
В Прибалтике, где социальные конфликты были осложнены национальными.
3. Расскажите о карательных действиях царских властей.
В Петербурге за один только декабрь 1905 г. было арестовано более 2 тыс. человек. Весной же 1906 г. общее число заключенных и высланных превысило 50 тыс. человек. В декабре 1905 г. была организована карательная экспедиция на Транссибирской магистрали. С двух ее концов навстречу друг другу двинулись отряды: из Москвы во главе с генералом Меллер-Закомельским и с Дальнего Востока во главе с генералом Ренненкампфом. К концу января 1906 г. стачка на Транссибирской магистрали была прекращена.
4. Какие вопросы требовали неотложного решения после подписания Манифеста 17 октября 1905 г.?
В первую очередь — аграрный. Оставался нерешенным и рабочий вопрос. Требовалась также разработка законов в соответствии с Манифестом (о свободе слова, печати, собраний и т. д.).
Пояснения к теме. Последний вопрос позволит перейти к изложению темы «Реформы конца 1905 — начала 1906 г.».
После назначения 19 октября 1905 г. С. Ю. Витте на пост председателя реформированного Совета министров были отправлены в отставку обер-прокурор К. Н. Победоносцев (на его место назначен А. Д. Оболенский), министр внутренних дел А. Г. Булыгин, министр народного просвещения В. Г. Глазов.
21 октября 1905 г. был подписан указ об амнистии за политические преступления. По этому указу были освобождены лица, отбывающие наказания за преступления десятилетней давности, по некоторым статьям срок наказания был сокращен наполовину, присужденным к бессрочной каторге или смертной казни устанавливалось наказание 15 лет каторжных работ. Были амнистированы лица, принимавшие участие в стачках.
В то же время по инициативе С. Ю. Витте были посланы карательные экспедиции А. Н. Меллер-Закомельского и П. К. Ренненкампфа в Сибирь, Г. А. Мина — в Москву. Были разгромлены Красноярское вооруженное восстание, восстания в Иркутске, Харбине, занята Чита. Только по десяти известным процессам военного суда в экспедиции генерала П. К. Ренненкампфа было вынесено 77 смертных приговоров, 15 каторжных и 18 тюремных.
Одновременно начинается разработка законов для закрепления свобод, данных Манифестом. В частности, 24 ноября 1905 г. был подписан указ о новых «Временных правилах о повременных изданиях», упразднявший предварительную цензуру периодических изданий, а 26 апреля 1906 г. — указ о «Временных правилах для неповременной печати», устранявший цензуру непериодических изданий. Но и в этом вопросе очевидна двойственность. На основании указа 28 марта 1906 г. «Об изменении и дополнении Временных правил о периодической печати» за 1906 г. было закрыто 370 периодических изданий.
11 декабря 1905 г. был принят избирательный закон, по которому к землевладельческой, городской и крестьянской была добавлена рабочая курия. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы. Право голосовать получали рабочие (мужчины) с предприятий, насчитывающих от 50 до 1000 лиц наемного труда. Они выбирали одного уполномоченного. Крупные предприятия выбирали по одному уполномоченному на каждую тысячу рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих, на котором избирали выборщиков. По городской курии в число избирателей включались мелкие ремесленники, квартиронаниматели и чиновники-пенсионеры. Было увеличено число мест для крестьянской курии. Куриальная система приравнивала 1 голос помещика к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.
20 февраля 1906 г. было издано «Учреждение Государственной думы». Оно определяло 5-летний срок полномочий Думы, однако царь мог распустить Думу досрочно и назначить новые выборы; он же определял длительность сессий Думы. Группе депутатов не менее чем из 50 человек предоставлялось право делать запросы министрам. В тот же день был издан указ «О переустройстве Государственного совета». Этот указ реформировал Совет в верхнюю законодательную палату, предоставлял ему законодательную инициативу, исключая вопросы изменения Основных законов. Госсовет имел право утверждать или отклонять законы, принятые Государственной думой. Число членов Госсовета было существенно увеличено (до 190 человек). Часть из них назначалась императором, часть — избиралась на основе высокого имущественного ценза губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, биржевыми комитетами, купеческими управами и православным духовенством; в состав Госсовета входили также представители университетов. Министры присутствовали на заседаниях Госсовета по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Госсовета. Члены Госсовета по назначению императора увольнялись только по их исключительной просьбе. Председателем Госсовета вместо великого князя Михаила Николаевича стал Д. М. Сольский.
На другой день после отставки С. Ю. Витте (22 апреля 1906 г.) 23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской империи», в разработке которых он принимал деятельное участие. После отставки С. Ю. Витте на его место назначается И. Л. Горемыкин, а на пост министра внутренних дел — П. А. Столыпин.
После объяснения можно поставить следующие вопросы.
1. Какие еще вопросы нуждались в решении?
Рабочий и аграрный.
2. Кто разрабатывал проект решения аграрного вопроса в кабинете С. Ю. Витте? Что он предлагал?
Н. Н. Кутлер предлагал частичную конфискацию помещичьих земель при условии «справедливого вознаграждения» их владельцев.
3. Что было реализовано на практике?
Сначала сокращены наполовину, а затем совсем упразднены выкупные платежи.
Домашнее задание. 1. § 13 — повторить. 2. § 14 — для ознакомления.