Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
1905 год - В годы революции
Цель урока — завершение изучения темы «1905 год».
План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Опрос по домашнему заданию. 3. Пояснения к домашнему заданию.
Пояснения к теме. Изложение нового материала можно построить по следующему плану: 1. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. 2. Манифест 17 октября.
В правительственном лагере в это время боролись две группировки. Одну из них представлял генерал-губернатор Петербурга Д. Ф. Трепов, основной идеей которого была борьба с забастовщиками посредством применения военной силы. Печально известный приказ Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть и холостых залпов не давать» — вполне характеризовал его действия и убеждения. Ярким представителем другого течения являлся С. Ю. Витте. Он был сторонником союза крупной буржуазии и царизма. Несмотря на рост революционного движения и явную неспособность правительства справиться с ситуацией только с помощью силы, Николай II колебался. Несколько недель в Петергофе заседала комиссия из высших сановников для разработки законоположения о новых парламентских учреждениях, но договориться участники заседаний ни до чего не смогли. Николай II провел ряд совещаний с доверенными лицами. 8 октября он получил письмо С. Ю. Витте с просьбой об аудиенции. В письме говорилось, что необходимо выступить с инициативой реформ, так как лучше уступки сверху, чем революция. И все же царь колебался. В Петергоф был вызван дядя царя, великий князь Николай Николаевич. 10 октября Витте вновь был принят императором и в присутствии Александры Федоровны вновь повторил свой доклад. Но и после повторного доклада государь не дал Витте никакого ответа. Лишь 15 октября, когда Витте вновь прибыл в Петергоф, на этот раз вместе с Николаем Николаевичем, который заявил, что застрелится на глазах у императора, если тот не подпишет Манифест. Николай II наконец сдался.
Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г. заключались в следующем: «1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) не приостанавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе... все классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав...; 3) установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
Иерусалимский Ю. Ю. Революция 1905—1907 гг. в России: Учебное пособие. — Ярославль, 1995. — С. 21.
3. Образование «объединенного» правительства.
19 октября был опубликован указ о мерах по укреплению единства в деятельности высших органов власти. Совет министров превращался в постоянно действующее высшее правительственное учреждение с особым председателем помимо императора. Председателем Совета был назначен С. Ю. Витте. На Совет возлагалось объединение деятельности всех ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. Все законопроекты до поступления в Государственную думу должны были обсуждаться в Совете министров. Совет также курировал деятельность всех министерств. Исключение составляли только вопросы внешней политики и обороны и ведомство императорского двора и уделов.
4. Образование буржуазных партий.
5. Отношение социалистических партий к Манифесту.
6. Оформление черносотенного движения.
При освещении этих вопросов можно ознакомить учащихся с документами «Хрестоматии...», с. 23—30.
7. Рабочее и крестьянское движение после принятия Манифеста. Движение в армии и на флоте.
8. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
Домашнее задание. 1. Повторить § 10—12. 2. Подготовиться к письменной контрольной работе.