Революция 1905—1907 гг. - Урок 2 - В годы революции

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Революция 1905—1907 гг. - Урок 2 - В годы революции

На уроке продолжается изучение темы «Революция 1905—1907 гг.», дается представление о движущих силах революции, ее этапах, позиции партий.

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Можно отойти от традиционной — лекционной формы изложения нового материала и ввести его в ходе опроса по домашнему заданию, дополняя и поясняя полученные ответы учащихся. Примерный вариант беседы-опроса по домашнему заданию:

1. Вспомните, какие требования выдвигали рабочие в петиции. Расскажите о рабочем движении на первом этапе революции. Когда впервые образовался Совет рабочих депутатов? Для чего?

Уже 9—10 января в Петербурге сначала на Васильевском острове, а затем на Шлиссельбургском тракте, у Нарвской заставы, на Троицком мосту, у скверов на Невском стали появляться баррикады. Через неделю в Петербурге фактически не работало ни одно предприятие и бастовало около 40 тыс. человек. В Москве с 10 по 19 января прошла стачка, охватившая 140 предприятий. Столкновения с войсками и стачки прошли также в Варшаве, Риге и других городах. Всего за январь бастовало около 440 тыс. человек. 18 февраля в Петербурге началась массовая политическая забастовка. 23 февраля она превратилась во всеобщую. Весной 1905 г. около 600 тыс. человек приняли участие в первомайских стачках. 12 мая началась стачка в Иваново-Вознесенске. Она продолжалась 72 дня и охватила Шую, Тейково, Кинешму. В ней участвовало около 70 тыс. рабочих. В ходе этой стачки впервые был создан Совет рабочих депутатов. В него входил 151 депутат. Председатель А. Е. Ноздрев. Совет взял на себя обязанности охраны порядка в городе и наблюдения за торговлей. Всего за 1905 г. было создано 55 Советов, из них под влиянием большевиков находилось 44, под влиянием меньшевиков — 10.

2. Расскажите о крестьянском движении на первом этапе революции. Что для него было характерно?

В январе — феврале 1905 г. зарегистрировано 126 крестьянских выступлений, в марте — апреле — 247, в мае — июне — 721. Движение отличалось стихийностью и массовостью.

3. Сравните отношение к революции различных партий и общественных групп.

Большевики ставили перед собой задачу возглавить стихийное движение рабочих и свергнуть самодержавие; меньшевики отводили главную роль буржуазии, а рабочим — роль союзника в борьбе за преобразования; эсеры активизировали и террористическую деятельность и пропаганду в крестьянской среде; «освобожденцы» надеялись добиться Конституции и свобод (в марте 1905 г. они провели съезд, на котором выработали свою программу).

Ответ на этот вопрос можно подкрепить, предложив учащимся ознакомиться с документами «Хрестоматии...» на с. 18—23.

4. Как определяли характер революции, ее движущие силы и цели большевики и меньшевики? Ответ на этот вопрос учащиеся могут зафиксировать в таблице.


Вопросы для сравнения

Большевики

Меньшевики

Когда выразили свое отношение



Каков характер революции



Каковы цели



Каковы движущие силы



Каков метод достижения целей




5. Расскажите о движении в армии и на флоте. Какие требования выдвигались в этой среде? Можно заслушать сообщение о восстании на броненосце «Потемкин». Внимание учащихся обращается на то, что в армии и на флоте, помимо политических требований, нередко выдвигались групповые требования, связанные с военной дисциплиной и взаимоотношениями с офицерством.

6. Какие шаги предпринимало правительство в ответ на революционное движение?

П. Д. Святополк-Мирский был заменен А. Г. Булыгиным. В Петербурге учрежден пост генерал-губернатора, на который назначен Д. Ф. Трепов. «В объявлении, выпущенном от имени министра финансов Коковцева и генерал-губернатора Трепова, рабочим было обещано «приступить к разработке вопросов о страховании», а пока что ... рабочим предлагали возвратиться к их обычному труду и не обрекать «на нищету самих себя, своих жен и детей». Наконец, 10 января организованная и натасканная администрацией депутация «от рабочих Петербурга» была отвезена в Царское Село и представлена царю... К концу января была учреждена известная комиссия Шидловского — «для безотлагательного выяснения причин недовольства рабочих г. Петербурга и его пригородов и выяснения мер к устранению таковых в будущем» (Чтение по русской истории... — С. 144). 18 февраля был подписан рескрипт о созыве совещания, которое должно было определить условия создания при царе выборного органа для предварительной подготовки законопроектов. Наконец, 6 августа манифест об учреждении Думы был подписан.

Домашнее задание. 1. § 12 — для самостоятельного разбора. 2*. Подготовить сообщение о Московском вооруженном восстании.






Для любых предложений по сайту: [email protected]