География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Население России. Обобщающий урок - НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.
Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения». Карточки-вопросы, карточки на группу (маршрутки).
Ход урока
I. Урок-зачет «Бег по кругу»
1. Распределение класса на группы (бригады по 5-6 человек). Выбор бригадира.
2. Определение консультантов, проверка знаний консультантов (проводится заранее). На каждую станцию по консультанту.
3. Получение маршруток. На каждую группу выдается маршрутка № 1.
4. Постановка цели зачета, представление помощников учителя по приему зачета.
5. Организационный момент: столы расставлены по кругу так, чтобы бригады могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции.
Бригада № 1 начинает работу со станции № 1, далее станция № 2, № 3, № 4, № 5.
Бригада № 2 начинает работу со станции № 2, далее станция № 3, № 4, № 5, № 1.
Бригада № 3 начинает работу со станции № 3, далее станция № 4, № 5, № 1, № 2.
Бригада № 4 начинает работу со станции № 4, далее станция № 5, № 1, № 2, № 3.
Бригада № 5 начинает работу со станции № 5, далее станция № 1, № 2, № 3, № 4.
Пример маршрутки для бригады № 1.
Фамилия, имя учащегося |
Станция № 1 «Термины» |
Станция № 2 «Карта» |
Станция № 3 «Статисты» |
Станция № 4 «Народы» |
Станция № 5 «Объясни» |
Итог |
Иванов Сергей |
||||||
... |
||||||
... |
Пример маршрутки для бригады № 5.
Фамилия, имя учащегося |
Станция № 2 «Карта» |
Станция № 3 «Статисты» |
Станция № 4 «Народы» |
Станция № 5 «Объясни» |
Станция № 1 «Термины» |
Итог |
Иванов Сергей |
||||||
... |
На станциях сидят помощники учителя, они имеют вопросы и задания на листочках и ответы на 4 вопроса. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа бригады на одной станции - 5-7 минут.
Станция № 1. «Термины»
Объясните понятия:
1-я бригада: 1. урбанизация 2. миграция
2-я бригада: 1. смертность 2. естественный прирост
3-я бригада: 1. агломерация 2. эмиграция
4-я бригада: 1. мегалополис 2. депопуляция
5-я бригада: 1. трудовые ресурсы 2. экономически активное население
После того как экзаменатор поставит оценку за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию все вместе по сигналу учителя.
Станция № 2. «Карта»
Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столицы этих республик.
1-я бригада:
1. Карелия - ...
2. Коми - ...
3. Чувашия - ...
4. Дагестан - ...
5. Алтай - ...
2-я бригада:
1. Саха - ...
2. Удмуртия - ...
3. Адыгея - ...
4. Хакасия - ...
5. Марий Эл - ...
3-я бригада:
1. Северная Осетия - ...
2. Татарстан - ...
3. Мордовия - ...
4. Тыва - ...
5. Бурятия -...
4-я бригада:
1. Кабардино-Балкария - ...
2. Калмыкия - ...
3. Чечня - ...
4. Башкортостан - ...
5. Коми - ...
5-я бригада:
1. Карачаево-Черкесия - ...
2. Ингушетия - ...
3. Ичкерия - ...
4. Якутия
5. Алания - ...
Станция № 3. «Статисты»
На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.
1-я бригада: Проанализируйте половозрастную пирамиду России (рис. 17, с. 64, уч. А.; рис. 11, с. 33, уч. Д.). Определите изменение смертности, рождаемости, половой состав населения.
2-я бригада: Определите естественный прирост по данным таблицы (табл. 4, с. 57, уч. А.).
Рождаемость, смертность и естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999 г.
Регионы |
Рождаемость |
Смертность |
Естественный прирост |
1. Россия в целом |
8,3 |
14,7 |
-6,4 |
2. Псковская область |
7 |
21 |
-14 |
3. Москва |
8 |
15 |
-7 |
4. Республика Дагестан |
18 |
8 |
+10 |
5. Магаданская область |
8 |
9 |
-1 |
3-я бригада: Определите динамику рождаемости, смертности и естественного прироста России в процентах.
Годы |
1913 |
1926 |
1940 |
1960 |
1980 |
1990 |
1991 |
1994 |
1999 |
Число родившихся |
47,8 |
44,7 |
33 |
23,2 |
15,9 |
13,4 |
12,1 |
9,6 |
8,4 |
Число умерших |
32,4 |
21,3 |
20,6 |
7,4 |
10,6 |
11,4 |
11,4 |
15,7 |
14,7 |
Естественный прирост |
15,4 |
23,4 |
12,4 |
15,8 |
5,3 |
2,2 |
0,7 |
-6,1 |
-6,3 |
4-я бригада: Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения (табл. 11, с. 37, уч. Д.).
Республика |
Площадь, тыс. км2 |
Население в 2000 г., тыс. жителей |
Доля городского населения |
Плотность населения, чел./км2 |
Доля населения в% |
|
коренная национальность |
русские |
|||||
Дагестан |
50,3 |
2120 |
40,7 |
38 |
80,2 |
9,2 |
Тыва |
170,5 |
311 |
47,5 |
1,8 |
64 |
32 |
Якутия (Саха) |
3103,2 |
1000 |
64 |
0,3 |
33 |
50,3 |
Башкортостан |
143,6 |
4110 |
65 |
28,2 |
21 |
39 |
Северная Осетия (Алания) |
8,0 |
662,7 |
68 |
87 |
53,0 |
29,9 |
Коми |
415,9 |
1151,4 |
75 |
3 |
23 |
58 |
Карелия |
172,4 |
712 |
74 |
4,6 |
10 |
74 |
Хакассия |
61,9 |
581 |
71 |
9,4 |
11,1 |
79,5 |
5-я бригада: Определите динамику роста или снижения доли и численности русского населения в странах СНГ (табл. 1, уч. Д.).
Страны СНГ |
Население в 1995 г., млн. чел. |
Доля русских в населении, % |
Численность русских, тыс. чел. |
Выбыло в Россию с 1990 по 1995 г., тыс. чел. |
|||
1959 |
1989 |
1995 |
1989 |
1995 |
|||
Украина |
51,7 |
16,4 |
22,1 |
21,6 |
11340 |
11177 |
205 |
Белоруссия |
10,3 |
8,2 |
13,4 |
12,7 |
1341 |
1309 |
38,5 |
Казахстан |
16,5 |
42,7 |
37,8 |
33 |
6226 |
5456 |
770 |
Киргизия |
4,5 |
30,2 |
21,0 |
16,0 |
917 |
708 |
209 |
Узбекистан |
22,3 |
13,5 |
8,3 |
5,5 |
1652 |
1241 |
411 |
Азербайджан |
7,5 |
13,6 |
5,6 |
3,0 |
392 |
222 |
170 |
Грузия |
5,4 |
10,1 |
6,3 |
3,6 |
339 |
196 |
143,5 |
- В какой республике СНГ была наибольшая доля русских в 1959 г.?
- Как изменилась доля русского населения во всех приведенных в таблице республиках?
- В какой республике численность русского населения на 1995 г. была наибольшей?
- Из какой республики большее число русского населения выбыло?
Станция № 4. «Народы»
1-я бригада: К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? (Русские - индоевропейская семья, славянская группа; татары - алтайская семья, тюркская группа; удмурты - уральская семья, финская группа; русские, удмурты - религия православие; татары - религия ислам.)
2-я бригада: Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. (Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семьи. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.)
3-я бригада: Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? (Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.)
4-я бригада: Какую религию исповедуют горские народы Северного Кавказа? Назовите исключение. (Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением являются осетины, исповедующие православие.)
5-я бригада: Назовите 4 наиболее многочисленные языковые семьи России. К какой семье, группе относится самый многочисленный народ России? (Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. Русские относятся к индоевропейской семье славянской группе.)
Станция № 5. «Объясни»
1-я бригада: Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? (В европейской части России проживает около 70% населения России, т. к. здесь - историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия.)
2-я бригада: Каковы причины миграции? (Экономические - трудовая миграция, политические - беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные миграции.)
3-я бригада: В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий.)
4-я бригада: Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы? (В районах с высоким естественным приростом большая доля молодежи, которая входит в трудоспособный возраст. А экономика таких районов имеет ниже уровень развития. В этих районах преобладает сельское хозяйство. Рабочих мест не хватает, т. к. скорость создания новых рабочих мест низкая.)
5-я бригада: Почему села не должны быть очень крупными? (Основное занятие жителей села - сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится ездить на поля, а значит и дольше добираться с места работы до дома.)
Пройдя все 5 станций, бригадиры сдают учителю маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку. Учитель может задать вопрос любому ученику и проверить объективность оценки. Если учащийся не согласен с оценкой, выставленной ему на одной из станций, он может сдать зачет учителю после уроков.
Итоги зачета учитель подводит вместе с экзаменаторами, которые могут высказать свое мнение об ответах учащихся. Если ученик не успел ответить на станции за отведенное время (5-7 мин), то он может ответить на вопрос учителю в конце урока - зачета или после урока.