Рынок труда и занятость населения - НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Рынок труда и занятость населения - НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Цели: Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении». Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Оборудование: политико-административная карта России.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

1) Опишите образ жизни сельского жителя (традиционность, связь с природными ритмами, все всех знают, отсутствие сферы услуг и т. д.).

2) Сравните занятия и расселение сельских жителей в природных зонах России (в тундре, в лесной и степной зонах).

3) Проанализируйте проблемы деревень России: «обезлюдение» деревень, «старение» деревень, рост безработицы, низкий уровень доходов, преобладание мужского населения (холостых), пьянство, низкий уровень социальной сферы. Их причины и пути решения проблем.


III. Изучение нового материала

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?

1. Трудовые ресурсы России

- Часть населения России в возрасте от 16 лет до 59 лет включительно - мужчины и до 54 лет включительно относятся к трудоспособному населению, способному работать в хозяйстве страны, т. е. трудовыми ресурсами. А учащиеся с 14 лет в период школьных каникул тоже имеют право работать, т. е. являются трудовыми ресурсами.

Рассмотрим схему (с. 69, уч. А.). Состав трудовых ресурсов России и их использование (на 2001 г.). Все население России делится на 3 группы:

1) дети;

2) население в трудоспособном возрасте (к трудоспособному населению не относятся инвалиды);

3) пожилые (пенсионеры).

Запись в тетрадь

Трудоспособное население - это трудовые ресурсы, которые состоят из:

1) занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки);

2) учащиеся (часть учащихся - старшеклассники в возрасте 16-17 лет, студенты);

3) работающие лица старшего возраста (это пенсионеры).

Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные) - их называют экономически активным населением. В некоторых странах безработные не относятся к экономически активному населению.

Рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения со стороны трудоспособного населения.


2. Безработица и дефицит работников

- В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было нетрудно. Везде висели объявления: требуются - и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу. Правительство официально признало существующую в стране безработицу.

Рассмотрим схему (с. 70, уч. Д.) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда:

1) При низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т. е. дефицит работников - спрос выше предложения.

2) При высокой плате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса - ситуация безработицы.

Вопросы к классу:

- Какова география безработицы в России и от чего она зависит?

- Где сегодня требуются работники, (т. е. наблюдается дефицит рабочей силы), а где высокий уровень безработицы?

- Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице? Лучше заниматься любой работой, даже, если она вам не нравится, или жить на пособие по безработице?

- Какие профессии вы считаете самыми престижными? Перечислите их по ранжиру с 1-10.

- Какую профессию вы хотели бы получить? Какие качества для этого необходимы? (Каждый ученик выбирает две профессии. И называет по 3-5 качеств, которыми необходимо обладать работнику.)

- Какие профессии вы считаете необходимыми в вашем районе?

- Какие учебные заведения имеются в вашем городе, районе, республике, области? Какие профессии можно в них получить?

- Где в вашем районе можно пройти профтестирование?


IV. Закрепление

- Что называется трудовыми ресурсами?

- Относятся ли к трудовым ресурсам учащиеся? (Относятся с 16 лет учащиеся старших классов, училищ, студенты средних и высших учебных заведений.)

- Что такое экономически активное население? (Это работающее население и желающее работать и ищущее работу, безработные.)

- От чего зависит уровень безработицы в стране, регионе? (От уровня оплаты труда, уровня естественного прироста, от структуры хозяйства, скорости создания новых рабочих мест.)

- Что такое рынок труда?

- Каков уровень безработицы в районе вашего проживания?

- Какие профессии востребованы в районе вашего проживания?

- Где в России более высокий и где более низкий уровень безработицы?


Домашнее задание

По уч. А.: § 15, ответить на вопросы для самооценки.

Для любознательных

По желанию по материалам местных информационно-справочных материалов (газет) службы занятости выясните, какие специальности востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет?






Для любых предложений по сайту: [email protected]