География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Цели: сформировать представление о рациональном природопользовании; закрепить и углубить знания о рациональном и нерациональном природопользовании на примерах изученных территорий России; показать роль географии в рациональном природопользовании; рассмотреть последствия влияния человека на природные комплексы.
Оборудование: физическая карта России, схемы, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Земля — планета людей, которые живут благодаря природным ресурсам, забирая их у природы все в больших количествах. Но ресурсы исчерпаемы и могут иссякнуть. Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Возникает проблема: как, используя ресурсы, сохранить планету чистой и не истощить запасы природных ресурсов, ведь они нужны будущим поколениям землян. Человечеству необходимо научиться жить по средствам.
Природопользование — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных богатств.
По результатам и последствиям природопользование может быть рациональным и нерациональным.
В результате нерационального природопользования истощаются природные ресурсы, загрязняется окружающая среда, возникают экологические проблемы.
Рациональное природопользование сохраняет природные ресурсы, здоровье населения, окружающую среду.
Рациональное природопользование включает:
1) изучение особенностей природы и оценку природных ресурсов; здесь важна роль географии как комплексной науки;
2) охрану природы — меры, направленные на сохранение и контролируемое изменение природы. Важно правильно прогнозировать изменения природы, возникающие под влиянием деятельности человека.
Прогнозирование природной среды — очень сложная задача. В разработке проектов освоения районов России принимают участие и географы.
Например: проекты освоения Сибири (разработка газовых и нефтяных месторождений Сибири, необходимость сохранения природы Севера для жизни малых коренных народов), разработка месторождения КМА и сохранение черноземов, последствия строительства ГЭС на реках.
III. Практическая работа
Учащимся предлагается решить следующие проблемы:
1) освоение ресурсов Крайнего Севера;
2) освоение Западной Сибири (нужна нефть) приводит к загрязнению болот, рек, гибели рыбы, вырубке кедровых лесов;
3) воду озера Байкал загрязняют ЦБК, лесозаготовки;
4) освоение ресурсов своей территории.
Попробовав решить проблемы, учащиеся составляют прогноз и понимают, что прогнозирование - дело сложное. При географическом прогнозировании необходимо учитывать причинно- следственные связи и последствия изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. При составлении долгосрочных прогнозов надо учитывать совершенствование техники и технологий. Географические прогнозы многовариантны, и в них никогда не указывают сроки наступления ожидаемых событий.
Домашнее задание
1. По Р.: § 49.
По Б.: § 46.
2. Подготовить сообщения:
1) о загрязнении атмосферы, способах защиты воздуха, кислотных дождях и их последствиях;
2) о загрязнении воды (источники загрязнения, последствия загрязнения);
3) об экологических проблемах района;
4) о проблемах загрязнения почвы.
По каждой теме работают два человека.