География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия России - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Цели: расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях; формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы; развивать умения самостоятельно работать с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.
Оборудование: физическая карта России, по возможности — кинофильм об одной из изучаемых территорий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Географический диктант
Продолжите запись, указав непреднамеренные последствия, которые наступают при изменении природы человеком.
— Распашка склона для увеличения площади пашни → (усиление эрозии, образование на склоне оврагов).
— Осушение болот → (понижение уровня грунтовых вод, обмеление рек, исчезновение растительности, водоплавающая птица потеряет место для гнездования и т. д., возможны торфяные пожары).
— Создание водохранилища с целью строительства ГЭС, регулирования стока реки, улучшения условия судоходства → (заболачивание окружающей территории в результате подъема уровня грунтовых вод, разрушение берегов водохранилища волнами, оползни).
2. Фронтальный опрос
— От чего зависит степень изменения природы? (От того, на какой компонент воздействует человек, с какой силой и как долго длится воздействие.)
— Как называются природные комплексы, сильно измененные человеком? (Антропогенные.)
— Распределите воздействия на природу на слабые и коренные:
а) сбор ягод и грибов;
б) строительство транспортной магистрали;
в) охота;
г) добыча полезных ископаемых открытым способом;
д) создание водохранилища;
е) заготовка древесины.
(Слабое — 1, 3, 6; коренное — 2, 4, 5.)
— Что называется природными ресурсами? (Все природные компоненты, которые человек использует в хозяйственной деятельности.)
— На какие две группы делятся все ресурсы? (Исчерпаемые и неисчерпаемые.)
— На какие группы делятся исчерпаемые ресурсы? (Возобновимые и невозобновимые.)
— Целенаправленная деятельность, обеспечивающая потребности общества путем интенсификации использования природных ресурсов, сохранение ресурсов для будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрана и восстановление свойств природных комплексов. (Рациональное природопользование.)
— Что включает рациональное природопользование? (Охрану природы; рациональное освоение природы; преобразование природы.)
— Приведите примеры воспроизводства природных ресурсов. (Лесопосадка, рекультивация земель, мелиорация, режим заповедника, заказника, рыборазведение и др. Очистка стоков.)
— Чем заповедник отличается от заказника? (Примерный ответ. Заповедник — это навечно изъятая из хозяйственного оборота территория. Заказник — это территория, на которой частично разрешена хозяйственная деятельность, не наносящая вреда охраняемым объектам.)
III. Изучение нового материала
(По ходу изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу.)
Особо охраняемые территории
Название |
Местоположение |
Особенности |
Ильменский заповедник |
Урал, Ильменский хребет |
Уникальное скопление минералов (более 200), редких и драгоценных (топазы, гранаты, сапфиры) |
Печоро-Илычский заповедник |
Северный Урал, западные склоны |
Биосферный заповедник: охраняются типичные и хорошо сохранившиеся территории тайги с постоянным мониторингом состояния природы |
«Звучащая гора» — памятник природы (Большое Богдо) |
Прикаспийская низменность |
Гора издает звуки — «поет». Воздушные струи вращают в трещинах горы зерна горных пород |
Река, изменяющая свое течение, — памятник природы (Волхов) |
Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро |
Река меняет направление течения в зависимости от выпадения дождей в низовье, т. к. имеет очень маленький уклон |
Озеро Байкал |
Юг Восточной Сибири, пояс гор Южной Сибири |
Самое глубокое озеро, имеющее уникально чистую по химическому составу воду и эндемичный органический мир |
Вулканы Камчатки — объект Всемирного природного наследия |
Полуостров Камчатка, Дальний Восток |
Скопление действующих (более 30) и потухших (более 130) вулканов. Один из высочайших вулканов — Ключевская сопка, Долина гейзеров |
1. Лекция
Сегодня мы отправимся в уникальные районы России. Это особо охраняемые территории и объекты Всемирного природного наследия — это девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые горы Алтая. Для сохранения природы созданы по всей Земле и в России особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.
Заповедники — это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности: охота, рубка леса, сбор ягод. В России 99 заповедников.
Первые из них — Баргузинский, Кедровая падь (1916 г.), Астраханский и Ильменский (1920 г.). Самым большим по площади является Большой Арктический заповедник (4 млн. км2).
Ильменский заповедник
На Южном Урале, в лесистых Ильменских горах, местные жители с незапамятных времен находили редкие камни, такие, каких не встретишь в других местах. В Ильменах природа будто нарочно собрала воедино сотни видов всевозможных камней. Минералы лежат здесь прямо на поверхности. Крупнейший ученый В.И. Вернадский возглавил экспедицию Академии наук СССР в Ильменские горы. Он убедился, что Ильмены — это громадная, богатейшая кладовая минералов. К сожалению, кладовая никем не охранялась, каждый хозяйничал в ней, как умел.
Только в 1980 г. Ильмены были объявлены государственным заповедником. Место рождения минералов — пегматитовая жила, где закладывают копь. С помощью кирок, ломов, лопат прорывают глубокие ямы, щели, траншеи и начинают изучать стенки копей, брать на пробу образцы минералов. Копи — это сундуки, стенки которых выложены разными минералами: горным хрусталем, сапфирами, топазами, фанатами и сотнями других драгоценных и поделочных камней.
Биосферные заповедники — это наиболее типичные для данной зоны и хорошо сохранившиеся территории. В них проводятся наблюдения за природой.
Заказники — охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, не наносящие вреда охраняемым объектам.
Национальные парки — охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны (например, национальный парк «Лосиный остров» в Подмосковье).
(Учащиеся могут знать охраняемые территории своей местности (области, республики). Лучше, если именно о них пойдет речь на этом уроке.)
Памятники природы — это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево. Каждый из вас может принять участие в обнаружении редкого объекта природы и объявлении (паспортизации) его памятником.
2. Сообщения учащихся
«Звучащая гора» — памятник природы
На Прикаспийской низменности, рядом с озером Баскунчак, на 170 км возвышается гора Большое Богдо. Ядром горы служит монолит каменной соли. Уникальность горы Большое Богдо в том, что это звучащая гора. В ее трещинах воздушные струи вращают зерна кварцита и яшмы, пластинки гипса, и гора «поет». Местные жители считают гору местом обитания духа.
Река, изменяющая свое течение
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, произошедшее в XII в. Население старинного Новгорода, недовольное поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это как знамение Господне, и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают сильные дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.
Комментарии
На этом же уроке стоит вспомнить и уже изученный материал об объектах Всемирного природного наследия: озере Байкал, вулканах Камчатки, Алтайских горах, лесах Республики Коми. Хорошо вспомнить образ Байкала, посмотрев кинофрагмент, и понять, в чем же его уникальность: Найти на карте вулканы Камчатки, сопки, вспомнить Долину гейзеров. Золотые горы Алтая — территория, которую Н. Рерих называл Шамболой — духовным центром Земли. Девственные леса Коми — леса, где не бывала нога человека, это эталон природы тайги и Земли в целом.
В конце урока учитель проверяет правильность заполнения таблицы.
Домашнее задание
Отметить на контурной карте:
1) заповедники (Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ-Алинский, Ильменский);
2) объекты Всемирного наследия (озеро Байкал, леса Коми, вулканы Камчатки, Кижи, Соловецкие острова, Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад), Владимир, Суздаль, Новгород, Москва).