География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Введение. Роль географической науки в решении социальных и экономических задач. Источники географических знаний - ВВЕДЕНИЕ
Цели: показать роль географической науки в решении социальных и экономических задач; формировать умение работать с картой.
Оборудование: карты атласов, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
На доске записан эпиграф к уроку: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
1. Беседа
— Что такое Россия?
Это наша страна. Это наша Родина, родная земля. Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна. В России есть множество уникальных объектов. Вспомним их.
— Самое глубокое озеро мира. (Байкал.)
— Самое мелкое море мира. (Азовское.)
— Самая большая по площади природная зона. (Лесная.)
— Самые плодородные почвы (Черноземы.)
— Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, вулкан Ключевская Сопка.
— Прочитайте стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь» (по Б.: с. 4).
Все любят свою Родину. Наша Родина — Россия. Многие поэты написали прекрасные строки о России. Художники запечатлели природу России на своих картинах.
(Учитель демонстрирует картины русских художников.)
2. Знакомство с учебником
В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым нашим помощником в этом будет учебник.
(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)
3. Знакомство с атласами
Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.
(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)
4. Знакомство с дополнительными источниками знаний по географии
Информацию о природе России можно получить и из энциклопедий, справочников, хрестоматий.
(Учитель или библиотекарь знакомят учеников с имеющейся литературой.)
III. Закрепление нового материала
— Что изучает физическая география России? (Физическая география изучает природу и природные ресурсы России — страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
— Назовите два пути изучения природы России. (Примерный ответ. Первый путь — изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников — гляциология, озер — меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы — почвоведение, климат - климатология и т. д. Второй путь — изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы России.)
— Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (Учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)
— Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? (Геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)
— Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (Наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)
— Где отражены результаты исследований? (В картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)
— Как используется географическая информация? (Примерный ответ. Учащиеся в школах, студенты в вузах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)
IV. Практическая работа «Источник географических знаний - карта»
Цели работы: развивать умение применять усвоенные приемы работы с картой; выявить уровень подготовленности к решению по картам простейших задач.
Примеры задач
Уровень А
1. Проанализируйте атлас. С какими картами вы будете работать в этом году? Приведете примеры тематических и общегеографических карт.
2. Что нужно знать, чтобы проанализировать карту?
3. Определите координаты крайних точек России.
4. Определите, в каких направлениях от Москвы находятся следующие города: Воронеж, Калининград, Салехард, Астрахань.
5. Проанализируйте содержание тематических карт (заполните таблицу).
Название темы карты |
Страница атласа, на которой она помещена |
Что изображено на карте |
Каким способом изображено |
При решении каких задач можно использовать |
Уровень В
1. Приведите примеры тематических карт в атласах. Каким способом обозначены объекты и явления на картах?
2. Определите расстояния (в градусах и километрах) от вашего населенного пункта до экватора и до полюсов.
3. Определите абсолютную высоту вашего города.
4. Определите, в каких направлениях от вашего населенного пункта находятся города: Москва, Новосибирск, Воркута, Норильск.
5. Перед вами план незнакомого города, в который вы приехали. Что вы должны уметь делать, чтобы не заблудиться и отыскать интересующие улицы и здания? Отыщите наиболее интересные достопримечательности на плане города. Как они расположены относительно центра города? Как можно до них добраться городским транспортом и пешком?
Домашнее задание
1. По Р.: § 1, вопросы к параграфу; составить кроссворд, используя материал на с. 8—9.
По Б.: выучить записи в тетрадях; найти стихотворения, посвященные природе России.
2. Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, привести яркие примеры, иллюстрирующие значение географии в жизни людей.
3. Ответить на вопросы:
— Как вы объясните выбор способа изображения на климатической и физической карте?
— Какие способы изображения на картах не использованы на картах в ваших атласах?
— Как по номерам улиц определить, в каком направлении центр города?
— Где находится географический центр города?