ЛЕДНИКИ, МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА - ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

ЛЕДНИКИ, МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА - ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: расширить знания учащихся о ледниках, их влиянии на природу, размещении на территории страны; сформировать знания учащихся о многолетней мерзлоте, причинах её образования, влиянии на природу; изучить области распространения многолетней мерзлоты в России; научить прогнозировать изменение многолетней мерзлоты под влиянием человеческой деятельности.

Ход урока

Обоснование структуры урока исходит из необходимости закрепить и проверить знания, полученные на прошлом уроке, а также изучить новую тему. Очевидно, будет уместно провести уплотненный опрос учащихся с корректировкой знаний и умений.

I. Проверка знаний и умений по теме «Озера, болота, подземные воды».

Возможные варианты проверки:

1. Экспресс-опрос. Вопросы предполагают однозначные или краткие ответы.

• Что относится к внутренним водам?

• Как различаются озера по происхождению?

• Назовите особенности озер тектонического, ледникового, карстового и другого происхождения.

• В какой части России больше озер, с чем это связано?

• Какую роль играют озера в природе и жизни человека?

• Что такое болото?

• При сочетании каких условий они образуются?

• Где в России много болот, где мало и почему?

• Какие типы болот встречаются в различных природных зонах?

• Какую роль играют болота в природе и жизни человека?

• Как используются подземные воды в хозяйственной деятельности человека?

2. Проверка знания объектов номенклатуры. Учащимся раздаются контурные карты, на которых цифрами указаны реки и озера.

Вариант 1

1) Байкал,

2) Ладожское,

3) Ильмень,

4) Ханка,

5) Обь,

6) Лена,

7) Саратовское вдхр.,

8) Индигирка,

9) Терек,

10) Дон.

Вариант 2

1) Телецкое,

2) Онежское,

3) Чудское,

4) Баскунчак,

5) Волгоградское вдхр.,

6) Кама,

7) Печора,

8) Енисей,

9) Амур,

10) Колыма.


II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы актуализируются опорные знания - понятия «ледники» и «снеговая линия». При необходимости определения можно записать в тетрадь. В подготовленном классе можно организовать беседу, которая позволит учащимся вспомнить основные ключевые моменты темы.

• Что такое ледники?

• При каких условиях они образуются?

• Почему ледники движутся и от чего зависит скорость их движения?

• Что такое снеговая линия?

• От чего зависит высота расположения снеговой линии?

• Где снеговая линия будет располагаться ниже: в г. Бырранга или на Алтае? Почему?

Если класс не подготовлен к вводной беседе, то учителю будет целесообразно самому кратко рассказать учащимся о ледниках и снеговой линии.

Учитель. Ледник - это естественное скопление льда. В силу своей пластичности ледники постоянно движутся со скоростью до нескольких сотен метров в год под действием силы тяжести. Движение ускоряется или замедляется в зависимости от количества выпадающих атмосферных осадков, потепления или похолодания климата, а в горах на движение ледников оказывают влияние тектонические подъемы. Образуются ледники при превышении твердых атмосферных осадков над их таянием. Ледник имеет: 1) область питания, где происходит накопление снега и превращение его со временем в ледяные крупинки - фирн; 2) область движения, где происходит ледниковая эрозия и формирование морены; 3) область уменьшения массы ледника за счет таяния и испарения.

Снеговая линия - это уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в фирн, а потом и в лед. Выше снеговой линии накопление твердых осадков преобладает над их таянием и испарением. Высота снеговой линии определяется температурными условиями, количеством твердых осадков, особенностями рельефа.


III. Получение новых знаний.

1. Этот этап урока является продолжением вводной беседы и также посвящен ледникам. Работа направлена на рассмотрение вопросов распространения ледников на территории России и их роли в природе.

Учитель. Самые крупные ледники в нашей стране находятся на островах Северного Ледовитого океана. Над северными морями количество осадков уменьшается в восточном направлении. Поэтому к востоку уменьшается также количество ледников, их площадь и объем. Крупные ледники находятся на Земле Франца- Иосифа и на Новой Земле. Их меньше на Северной Земле и практически нет на Новосибирских островах и острове Врангеля. На Кавказе насчитывают до 1400 ледников, на Алтае - 754, а в горах Восточной Сибири - 200 ледников. Общая площадь ледников России около 3000 км2.

На основе данного материала можно составить схему:


image19


Роль ледников в природе можно обсудить после самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (с. 82), на которую отводится 2-3 минуты. В результате этой краткой беседы учащиеся должны усвоить, что ледники играют очень важную роль в природе.

Роль ледников в природе:

• запасники влаги;

• питание рек;

• изменение рельефа.

В подготовленном классе учитель может рассказать о тесном взаимодействии, которое устанавливается между ледниками, климатом, рельефом, внутренними водами и хозяйственной деятельностью человека. Так, при интенсивном таянии ледников поднимается уровень воды в горных реках. Эти реки, в свою очередь, обильнее орошают поля, дают больше энергии, вырабатываемой на турбинах гидроэлектростанций. В то же время резкое повышение уровня воды в реках приводит к образованию подпрудных озер, при прорыве которых возникают грязекаменные потоки, обладающие огромной разрушительной силой. Они уничтожают селения и дороги, нанося огромный ущерб. Взаимодействие ледников с рельефом заключается в том, что ледники способствуют образованию различных форм рельефа.

2. Изучение многолетней мерзлоты можно организовать как самостоятельную работу учащихся с учебником, сочетаемую с пояснениями учителя по некоторым вопросам.

Понятие «многолетняя мерзлота» учащиеся выписывают в тетрадь. Здесь учитель должен обратить внимание учащихся на условия и время образования многолетней мерзлоты.

Учитель. В условиях сурового климата с холодной и длинной зимой, с маломощным снежным покровом произошло глубокое промерзание поверхностных слоев горных пород. Вечная мерзлота - реликт прошлого, она образовалась многие тысячелетия назад. Это подтверждается находками среди мерзлого грунта вымерших животных и растительных организмов. На севере Сибири обнаружены в толще многолетней мерзлоты трупы мамонтов и шерстистых носорогов. В 1901 году на одном из притоков Колымы был найден в мерзлом грунте труп мамонта. В его желудке сохранилась пища - остатки осоки и злаков. В 1949 году на Таймырском полуострове был обнаружен труп мамонта в торфяно-иловато-песчаных отложениях. Ученые предполагают, что он погиб на пойме в мелком заболоченном водоеме или болоте. Мерзлота полностью приостановила процесс разложения и законсервировала остатки мамонта до наших дней. Кроме мамонтов и шерстистых носорогов в четвертичном периоде жили пещерные львы, пещерные медведи и бараны, ископаемые остатки которых также находят в толщах многолетней мерзлоты. Современные климатические условия поддерживают существование многолетней мерзлоты.

Области распространения многолетней мерзлоты показаны на почвенной карте России в атласе (с. 18-19). Этот материал о расположении многолетней мерзлоты на территории России можно дополнить следующим фактом: на севере многолетняя мерзлота образует зону сплошного распространения, к югу в ней встречаются безмерзлотные участки - это зона прерывистого распространения, а затем следует зона островного распространения вечной мерзлоты; более 60 % площади России в той или иной степени занято многолетней мерзлотой (это площадь Европы или Австралии и Гренландии). Необходимо указать также изменение мощности многолетней мерзлоты с севера на юг: в устье Вилюя, в Оймяконе мощность слоя местами достигает 1500 м, а на юге составляет лишь несколько метров.

После объяснения материала о многолетней мерзлоте можно использовать следующую схему.


Связи многолетней мерзлоты с другими компонентами природы и хозяйственной деятельностью



Учитель: Летом верхний тонкий слой (от нескольких сантиметров до нескольких десятков сантиметров) почвы и грунта в районах многолетней мерзлоты оттаивает (рис. 39 на с. 83 учебника). Образующаяся при этом влага используется растениями. Благодаря этому в континентальных районах Восточной Сибири, где выпадает очень мало осадков, существует тайга. Но в условиях многолетней мерзлоты произрастают лишь те деревья, у которых поверхностная корневая система, располагающаяся в слое летнего оттаивания. К числу таких деревьев в Сибири относится лиственница.

Вечная мерзлота образует водонепроницаемый слой. Поэтому реки в этих районах часто выходят из берегов даже после небольших дождей. Оттого и через малые реки приходится строить большие мосты. Летом верхние талые слои грунта оказываются наполненными водой. Вследствие этого в зоне многолетней мерзлоты широко распространены процессы заболачивания.

Все сооружения в зоне многолетней мерзлоты приходится строить с тщательным учетом свойств замерзших грунтов. Жилые дома, промышленные здания, трубопроводы и дороги могут отеплять грунты и тем самым вызывать оттаивание мерзлоты, которое ведет к просадке фундаментов, разрушению стоящих на них зданий. Для того чтобы предохранить здания от разрушения, их ставят над землей на железобетонных сваях. Сами сваи вмораживают в мерзлый грунт, что придает им повышенную прочность. Между землей и зданиями остается пустое пространство для естественной вентиляции, которая сохраняет многолетнюю мерзлоту. Таким образом построен город Норильск. При сооружении дорог и коммуникаций приходится тщательно следить за сохранением растительного покрова, который также предохраняет верхние слои мерзлых грунтов от оттаивания. Для этой же цели под полотно железнодорожных и автомобильных дорог наносится специальный защитный слой грунта.


IV. Закрепление материала.

Закрепление материала можно провести с использованием вопросов и заданий, приведенных в учебнике (§ 13). Также можно отметить территории с многолетней мерзлотой на контурной карте.


V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 13, письменно ответить на вопрос «Как влияет многолетняя мерзлота на жизнь и деятельность человека?», подготовить сообщение на тему «Стихийные явления, связанные с водами».






Для любых предложений по сайту: [email protected]