География 7 класс - Поурочные планы
Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле
Цели урока: напомнить «Строение атмосферы»; сообщить, что такое парниковый эффект, озоновые дыры, изотермы, изолинии; сформировать представление о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли; раскрыть значение климатообразующих факторов и причины разнообразия климатов Земли; объяснить влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность людей; определять по климатическим картам температуру и осадки; формирование умение анализировать климатическую карту.
Оборудование: схема «Строение атмосферы», рисунок в учебнике «Средние годовые t° воздуха на Земле», климатические карты
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Что называется рельефом?
- Под действием каких внутренних сил формируется рельеф?
- Какие внешние силы приводят к разрушению рельефа?
- Какие закономерности размещения крупных форм рельефа вы знаете?
III. Изучение нового материала.
Мы живем на дне воздушного океана. Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.
Воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел.
Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем (а день там длится около 14 земных суток) поверхность нагревается до100-70 градусов, а с наступлением ночи остывает до - 200 °С. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.
1. Строение атмосферы.
Работа по таблице. (Рисунок на доске.)
Строение атмосферы
Высота, км |
слои атмосферы |
90-100 |
термосфера |
70- 80 |
мезопауза |
50-60 |
мезосфера |
40 |
стратопауза |
30 |
стратосфера |
20 |
озоновый слой |
10 |
тропопауза |
Уровень моря |
тропосфера |
Атмосфера состоит из пяти слоев. Они разделены в зависимости от того, как изменяется t° по мере возрастания высоты.
Тропосфера (или погодная сфера) ближе всех расположена к поверхности Земли. Ее воздушное пространство находится над Землей на высоте около 8 км у полюсов и около 16 км у экватора. В этом слое образуются облака, он содержит в себе газы, необходимые для жизни, и все системы погоды. Следующий слой атмосферы - озоновый.
Он предохраняет планету от падения метеоритов, избирательно пропускает через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживает большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Этот слой концентрируется на высоте 20-25 км.
2. Работа с учебником.
Задание. Найдите в учебнике (§ 6, с. 33) определение парникового эффекта. Вопросы:
1) Почему отдаваемое земной поверхностью тепло не уходит в космос? (Наличие примесей в атмосфере: водяного пара, углекислого газа и других - задерживает уходящее тепло.)
2) Для чего необходимо такое явление, как парниковый эффект? (Благодаря ему у поверхности Земли образуется t°С, благоприятная для жизни.)
3) Назовите причину образования атмосферы. (Выделения из недр планеты газов, которые удерживались Землей благодаря ее большой массе.)
3. Загрязнение атмосферы. Озоновая дыра.
Человек сам угрожает озону, выбрасывая в атмосферу все больше загрязняющих веществ, особенно хлорсодержащих соединений. Это может привести к развитию раковых заболеваний кожи, повреждению сетчатки глаза, непредсказуемым генетическим изменениям в организме.
Вопросы:
1) К чему приведет изменение углекислого газа? (К повышению t°.)
2) К чему приведет повышение t°? (К таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, затоплению густонаселенных прибрежных территорий, изменению очертаний материков.)
Вот почему изменение климата под влиянием деятельности человека называют глобальной экологической проблемой номер один.
4. Климатообразующие факторы – факторы, формирующих климаты Земли.
5. Климатические карты
Для изучения образования и размещения климатов на Земле нам помогут климатические карты.
- Назовите климатические элементы. (Температура, осадки, давление, ветер, пояса.)
Как вы видите, климатических элементов много, поэтому существует большое количество климатических карт.
Вопросы и задания:
1) Сколько элементов описывается на этих картах? (Один элемент.)
2) Рассмотрим «Климатические пояса и области мира». Опишите все элементы, которые рассматривает эта карта.
3) Сделайте вывод. (Климатические карты изображают как один элемент, так и несколько.)
4) Что общего вы увидели на климатических картах? (Линии: красные и черные (иногда синие.)
Для наглядности все точки с одинаковой t° соединяют линиями, которые называются изотермами («изос» - равный, «термос» — тепло).
Анализ рисунка 15, с. 35.
- Назовите территории, имеющие средние годовые t° +20 °С.
- Почему изотермы разного цвета?
- Изотермы какого цвета изображают среднюю t° июля, t° января?
Из климатических карт можно почерпнуть информацию о количестве осадков. Распределение годового количества осадков показано изолиниями, направление ветров показано стрелками.
6. Распределение температуры воздуха на Земле
С распределением температур на поверхности Земли и его причинами учащиеся уже знакомы из курса географии 6 класса.
Вспомнить закономерность:
географическая широта ⇒ угол падения солнечных лучей ⇒ приток солнечного тепла ⇒ температура воздуха.
Задание. Подтвердите эту закономерность данными карты. Обратитесь к рисунку 15(а), с. 36.
IV. Закрепление изученного.
Выполнение задания 2, с. 35 (учебник).
V. Домашнее задание: § 6, с. 35, задание 1 (в тетради).