Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Воды суши: реки и озёра - ГИДРОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по теме урока; сравнивать изучаемые природные объекты (реки, озёра); классифицировать реки; определять разность абсолютных высот между истоком и устьем реки; выделять составные части речной долины; классифицировать и описывать гидрографические объекты; использовать карты атласа для описания гидрографических объектов; показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Гидросфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.
Решаемая учебная проблема
Какие факторы влияют на плотность речной и озёрной систем?
Основные понятия
Воды суши (внутренние воды), река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, речная система, исток, водораздел, устье, приток, водопад, озеро, озёрная котловина, сточное (проточное) озеро, бессточное озеро, пруд, водохранилище, подземные воды, природные льды, болото, Каспий, Анхель, Байкал.
Практическая работа
Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Вспомните
1. Что такое гидросфера?
2. Какие части входят в состав гидросферы?
Вы узнаете
— Что такое река.
— Чем отличается горная река от равнинной.
— Чем отличается озеро от реки.
— Какие бывают озёра.
II. Изучение нового материала
Реки
— Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вспомните: какие части природы в нём задействованы? Какие из них относятся к объектам гидросферы? Какие из них относятся к водам суши?
— Формулируем понятие “река”, составляем схему понятия:
Определение |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Река |
= |
водный поток |
+ |
• естественный • постоянный • текущий по выработанному углублению — руслу |
Река — это естественный, постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, которое называется русло.
Река совершает большую геологическую работу — формирует свою речную долину. Водный поток размывает горные породы и образует углубление — русло (рис. 108, с. 151 учебника). Русло находится на дне речной долины.
Земная поверхность неровная, поэтому дождевые и талые воды не только испаряются или просачиваются, но и стекают вниз, находя малейшие понижения в рельефе. Образуются маленькие ручейки. Сливаясь друг с другом, они питают уже постоянно текущие ручьи и малые реки, которые, в свою очередь, соединяются друг с другом и образуют уже реку, впадающую в озеро, море или океан.
Составление схемы речной системы:
На схеме необходимо отобразить основные части речной системы (по ходу знакомства с новыми понятиями): исток, устье, притоки (левые и правые), речной бассейн, водораздел.
Работа с новыми понятиями
С помощью текста параграфа и фотоиллюстраций (рис. 108—110, учебник, с. 151 —152) знакомимся с понятиями, выделяем их главные особенности.
Речная долина — относительно узкое, извилистое углубление в рельефе, на дне которого протекает река.
Исток — начало реки. Истоком реки может быть подземный источник, болото или озеро, горный ледник (указываем на схеме).
Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности. Река берёт начало из маленького ручейка близ деревни Волговерховье, к этому месту ежегодно приезжает много туристов для того, чтобы увидеть то место, откуда начинается великая русская река.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.
(Н. Палькин)
Река Волга впадает в Каспийское море, которое является её устьем.
Устье — место впадения реки в другую реку, море, океан, озеро, водохранилище.
Река со всеми её притоками называется речной системой.
Территория, с которой река собирает свои воды, называется речным бассейном. Граница между речными бассейнами — водораздел.
Река!
Из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Своё пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела
И отражала небеса.
Пора разливов миновала,
Река ничем не выдавала,
Что целый мир В глубинах вод
Она несёт.
(В. Павлинов)
В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.
Составим схему и определим признаки равнинной и горной реки (работа с рис. 111 учебника, с. 152):
Если на пути реки оказывается крутой уступ, вода свободным потоком обрушивается с этого уступа вниз, образуя водопад. Самый высокий водопад мира находится на небольшой реке в Южной Америке. Река срывается вниз с высоты более 1 км. Имя этого водопада — Анхель (рис. 112 учебника, с. 153).
III. Практическая работа
“Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли”.
1. Работа с физической картой России.
— Найти на карте и подписать на контурной карте реки: Волга, Обь, Лена и Енисей.
— Укажите точками истоки подписанных рек.
— Укажите стрелками направления течения рек.
— Подпишите правые и левые притоки данных речных систем. Линиями синего цвета подчеркните правые притоки, линиями зелёного цвета — левые притоки.
— Подпишите моря, в которые впадают эти реки.
2. Характеристика реки по плану.
План описания реки представлен в Приложении учебника (с. 216).
Озёра
Помимо рек, водные запасы на суше сосредоточены и в озёрах.
Каждый из вас хотя бы однажды видел озеро, попробуйте сформулировать определение этому понятию.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
Озеро |
= |
водоём |
+ |
• естественный • замкнутый • расположен в природном углублении — озёрной котловине • не является частью океана |
— Сравните два понятия: река и озеро.
— Что у них общего?
— В чём заключается разница?
В отличие от моря, озеро не является частью океана, вода в нём не течёт как поток в русле.
Озеро — это естественный водоём, который отличается замедленным водообменом.
Общая площадь озёр на Земле не так уж и велика — около 2 млн км2 (примерно 1,5% площади суши), но общее количество их огромно. Для того чтобы сформировалось озеро, необходимо два главных условия — наличие воды и понижение в рельефе, в котором скапливается вода, — озёрная котловина.
Природная котловина озера и заполняющая её водная масса неразрывно связаны и образуют единое природное тело. Самые большие и глубокие озёра Земли, например Верхнее в Северной Америке, Виктория в Африке, Ладожское и Онежское на северо-западе России, образовались на равнинах в гигантских прогибах земной коры.
— Найдите эти озёра на карте мира/России, подпишите их на контурной карте.
Самое глубокое озеро мира Байкал (1620 м) занимает разлом земной коры.
— Найдите его на карте мира/России и подпишите на контурной карте.
Легенда о Байкале
Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники, гнали хрустальную воду с гор в озёрную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик решил выдать её замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подземной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узким проходам в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озёра.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студёному морю.
Работа с текстом учебника
С помощью текста учебника (пункт “Озёра”) ответьте на следующие вопросы:
— Чем отличается озеро от пруда (водохранилища)?
— Какие озёра называются сточными, какие — бессточными? В чём особенности свойств воды бессточных озёр? Где они чаще всего встречаются?
— Назовите самое большое озеро на Земле. Почему его называют морем-озером.
— Нанесите на контурную карту России крупнейшие озёра.
— Составьте классификацию озёр и объясните, что вы взяли за основание классификации.
— Найдите на карте России Каспийское озеро. Как оно называется? (Каспийское море.) Как вы думаете, почему?
IV. Закрепление изученного материала
Бассейн реки Волги
1. В каком направлении течёт река Волга?
2. Какая река является левым притоком Волги?
3. Подпишите на карте цифрой 1 — исток реки Волги, цифрой 2 — исток Камы, цифрой 3 — исток Оки.
4. Какая река — Ока или Кама — начинается севернее?
5. Разгадывание ребусов (ребусы сгенерированы сайтом http://rebus1.com):
Ответы: 1. Волга. 2. Амазонка. 3. Нил.
И завершить наш урок хочется словами поэта Э. Огницвета.
Пусть на Земле не умирают озёра и реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
V. Домашнее задание
§ 23, выполнить практическое задание № 2 (заполнение таблицы, с. 155 учебника).