Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Единство гидросферы - ГИДРОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; называть составные части гидросферы; описывать мировой круговорот воды в природе; оценивать значение мирового круговорота воды в природе, значение воды в жизни человека; объяснять связь компонентов гидросферы между собой; наносить на контурную карту гидрографические объекты; работать с картами атласа; классифицировать объекты гидросферы.
На метапредметном уровне
Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т. ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Личностные. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т. ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание единства гидросферы, значения мирового круговорота воды в природе; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.
Решаемая учебная проблема
Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?
Основные понятия
Гидросфера, круговорот воды в природе.
Практическая работа
Описание “Путешествия капельки” из своего населённого пункта по большому круговороту воды. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Физическая карта полушарий, глобус, атласы.
На доске — эпиграф:
Концерт высоких волн
Здесь ясен наперёд,
Здесь звук, задев скалу,
Скользит по вертикали
И эхо средь камней
Танцует и поёт.
Николай Заболоцкий
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
— Перед вами лежат карточки с заданиями. Подпишите их (работа в парах). В течение 5 мин я прошу эти задания выполнить.
(На контурной карте контуром изображён один из климатических поясов.)
1. Определите, какой климатический пояс изображён на контурной карте.
2. В каком климатическом поясе находится данный объект (можно города).
3. Выделите цветом или контуром климатический пояс.
4. К какому термину “погода” или “климат” подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина.
С утра светило солнце. Я вышел на прогулку. Вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи и заморосил мелкий холодный дождь. На улице стало сыро и неуютно. Осень полна сюрпризов |
Как обычно, погода резко меняется к обеду. Солнце медленно скрывается за пеленой серо-жёлтых облаков, и небо проливается на 5—6 ч ливнем. Дышать становится тяжело. Настроение падает, и только остаётся ждать утреннего солнца |
Вспомните
— Что такое гидросфера?
— Что такое Мировой океан?
— Древнегреческий учёный Фалес из Милета (640— 654 гг. до н.э.) говорил: “Вода как жидкое, подвижное, всепроникающее, явилась началом всего”. Как вы понимаете эти слова?
II. Изучение нового материала
1. Что такое гидросфера
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут такие слова: “Вода! Ты самое большое богатство на свете!”
— Ребята, подумайте, исходя из названия темы и эпиграфа, какова цель нашего урока?
— Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Работа в парах. Повторим: какими особенностями обладает вода? Учащиеся перечисляют свойства и состояния воды.)
Стихотворение читает учитель.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Проблемный вопрос: Почему вода на Земле не исчезает бесследно?
Где в природе вы встречали воду?
2. Агрегатные состояния воды
— Вам уже известно, что вода — это удивительный минерал, который может находиться в разных состояниях.
— В каких трёх состояниях существует вода на Земле?
— Приведите примеры перехода воды в разные агрегатные состояния.
— Как называются процессы перехода из одного состояния в другое?
3. Состав гидросферы
Стихотворение читает учитель.
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться “Вода”.
— Какой вывод можно сделать из текста? (Вода занимает большую часть планеты.)
— Как называется водная оболочка Земли?
— С помощью текста учебника определяем соотношение поверхности суши и Мирового океана на Земле.
Работа по физической карте полушарий в парах.
— Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте мира? (Океаны, моря, реки, озёра, болота, подземные воды.)
— Какие части гидросферы нельзя увидеть на физической карте? (Подземные и грунтовые воды, водяной пар.)
Составление схемы “Гидросфера”
Составьте схему “Гидросфера”, разделив все виды природных вод по месту их нахождения:
— В каких оболочках Земли встречается вода?
— Представьте себе океан...
— Каким его можно назвать? (Дети подбирают эпитеты.) Послушайте, как говорит об океане поэт Константин Бальмонт.
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон.
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты, как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном... Вечность! Океан!
4. Мировой океан — главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов, 70% всей поверхности планеты.
Схема проецируется на доске:
— Покажите на физической карте границы океанов и скажите, где они проходят.
Значительные по площади части акватории океана, отличающиеся от него особенностями географического положения, называются морями.
Составим схему и будем заполнять её, выделяя существенные признаки:
Моря, которые расположены по окраинам материков, называются окраинными, например, Аравийское море Индийского океана. Такие моря широко открыты океану, и их воды свободно сообщаются. Моря, которые отделены от океана островами или группами островов (архипелагами), либо далеко вдаются в сушу, называются средиземными (или внутриматериковыми, внутренними), например, Средиземное и Чёрное моря Атлантического океана. Они соединяются с океаном другими морями и узкими проливами.
Относительно небольшие, вдающиеся в сушу части морей или океанов называются заливами. В то же время название залив закрепилось за некоторыми большими по площади акваториями океана, которые правильнее было бы называть морями. Например, Бенгальский и Бискайский заливы у берегов Евразии.
5. Практическая работа
Приведите примеры
1) окраинных морей Северного Ледовитого океана;
2) внутренних морей Атлантического океана;
3) внутренних морей у берегов Африки;
4) окраинных морей у берегов Австралии.
Покажите по карте и назовите моря, омывающие территорию России:
1) Северный Ледовитый океан;
2) Атлантический океан;
3) Тихий океан.
Какими по своему географическому положению являются эти моря?
Приведите примеры средиземных морей:
1) внутриконтинентальных;
2) межконтинентальных.
Назовите заливы у берегов Африки, Австралии, Северной Америки.
Определите море по его описанию
1. Это море Индийского океана. Оно омывает западную часть полуострова Индостан и называется (Аравийское).
2. Море, омывающее северо-восточное побережье Африки (Красное).
3. Море Атлантического океана, не имеющее берегов (Саргассово).
— Обозначьте границы океанов на контурной карте, подпишите части Мирового океана (список географической номенклатуры представлен в рабочей программе учителя).
6. Свойства вод Мирового океана
Морская вода — это водный раствор многих солей. Обычно в 1 кг (1 л) морской воды растворено 35 г разных солей (примерно 1 чайная ложка на стакан воды). Эту величину называют солёностью и измеряют в промилле (тысячных долях числа — ‰).
Средняя солёность Мирового океана — 35‰, или 35 промилле.
В разных частях океана солёность не одинакова. Например, в Средиземном море она составляет 39‰, в Красном — 42‰, а в северных морях, наоборот, понижается до 31—32‰. Морскую воду иногда называют “жидкой рудой”, потому что в ней содержатся почти все имеющиеся на Земле химические элементы. Благодаря солёности жизнь в океане значительно богаче и разнообразнее, чем в пресноводных водоёмах суши. Но морской водой нельзя утолить жажду, её вообще не рекомендуют пить.
Солнце неравномерно освещает и нагревает Землю, поэтому температура поверхностных вод изменяется от экватора к полюсам.
6. Круговорот воды в природе
— Внимательно рассмотрите рисунок 106 на с. 148. С помощью рисунка и текста учебника (пункт “Единство гидросферы”) составьте рассказ о круговороте воды и ответьте на вопросы:
— С какого процесса начинается круговорот воды? (С испарения.)
— Как называется процесс превращения воды из газообразного и жидкое состояние? (Конденсация.)
— Какими путями выпавшие на земную поверхность осадки снова поступают в океан? (При таянии ледников, поверхностного стока рек, подземных вод.)
— Расставьте части круговорота воды в их правильной последовательности: суша, океан, атмосфера, океан.
— Какую закономерность природы можно проследить при изучении круговорота воды? (Цикличность, единство.)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока наконец не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше... пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки...
Всё это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
7. Значение гидросферы
— Рассмотрите рисунок 107 учебника, с. 148 и сделайте вывод о значении воды в природе и жизни человека. Докажите, что вода — это основа жизни на Земле.
III. Закрепление
— Почему вода на Земле не исчезает бесследно? (Единство всех вод гидросферы объединено круговоротом воды в природе.)
IV. Домашнее задание
§ 22, напишите небольшое сочинение на тему “Путешествие капельки”. Продолжите схему классификации объектов гидросферы в расширенном виде (дополните примерами).