Полезные ископаемые - ЛИТОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Полезные ископаемые - ЛИТОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; классифицировать полезные ископаемые; описывать свойства полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни и в хозяйственной деятельности человека; проводить тематические эксперименты и формулировать выводы на основе их результатов.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразия и вариативности использования.

Решаемая учебная проблема

Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества?

Основные понятия, термины

Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.

Оборудование

Учебник, географический атлас, образцы полезных ископаемых.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

• Что такое магма и как она превращается в горную породу?

• Расскажите, как образуются магматические глубинные горные породы. По каким признакам их можно определить?

• Расскажите, как образуются магматические излившиеся горные породы.

• Расскажите, встречаются ли в вашей местности магматические породы. Какие? Как они залегают?

II. Изучение нового материала

Давайте вспомним

1. Из чего состоит земная кора?

2. Что такое горные породы и минералы?

3. Какие существуют виды горных пород и минералов?

Послушайте отрывок из сказа Бажова “Каменный цветок”.

“... — Ну, женишок, пойдём смотреть моё приданое.

И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идёт — всё ей открыто. Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает. Идут-идут, остановилась она.

— Дальше, — говорит, — на многие вёрсты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумёшек самое дорогое место.

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, табуреточки — всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок тёмно-красный под чернетью, а на ём цветки медны...”

Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем крае, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми?

Сформулируем определение понятия “полезные ископаемые”.

Понятие


Что такое


Существенные признаки

Полезные ископаемые

=

горные породы

+

• используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности

Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.

Практическая работа

1. Составьте схему “Виды полезных ископаемых”.

2. Запишите примеры каждой группы полезных ископаемых.

3. По физической карте определите месторождения полезных ископаемых каждой группы.

4. Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?

Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника, с. 69).

Прочтите на с. 69—70 как информацию о поиске полезных ископаемых.

Не случайно, что этот процесс называют геологической разведкой (рис. 42 учебника, с. 70).

III. Закрепление

• По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?

• Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте её. (Классификация проведена по разным признакам: происхождению и использованию.)

Полезные ископаемые

Топливные

Рудные

Строительное сырьё

Нефть, природный газ, каменный уголь, торф

Железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, серебро, золото

Песок, глина, известняк, гранит, базальт, мрамор

— Какие полезные ископаемые распространены в вашем крае?

— Приведите примеры их использования.

IV. Домашнее задание

§ 11, выполните задания и ответьте на вопросы нас. 71—72.






Для любых предложений по сайту: [email protected]