Виды горных пород - ЛИТОСФЕРА

Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год

Виды горных пород - ЛИТОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и объяснять отличия горных пород от минералов; составлять классификацию и описания горных пород и минералов, условий их образования и залегания; проводить сравнительный анализ, в том числе инструментальный, свойств горных пород и минералов.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание причин разнообразия происхождения, условий залегания горных пород и минералов.

Решаемая учебная проблема

Всегда ли горные породы и минералы бывают твёрдыми?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Горная порода, минерал, магматическая, изверженная (вулканическая), глубинная, метаморфическая, осадочная, обломочная, химическая, органическая горные породы.

Оборудование

Учебник, географический атлас, образцы горных пород и минералов, классификатор горных пород и минералов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

Ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало известно о строении Земли?

— Проверим свои знания, выполнив задания на карточке.

1. Начертите схему внутреннего строения земного шара и подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры.

2. Закончите предложение:

Внешняя оболочка Земли — часть литосферы, лежащая над мантией, называется ....

3. Начертите схему строения литосферы и подпишите названия основных слоёв, слагающих её.

4. Назовите типы земной коры и укажите их отличительные признаки.

II. Изучение нового материала

Вспомните

1. Что такое земная кора?

2. В чём особенность строения земной коры?

Скажите, а что, по вашему мнению, ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы ещё с вами упустили.

Земная кора — самая верхняя часть литосферы. Внешний облик Земли определяют выступы материков и впадины океанов.

Как же они образовались? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте установим, чем различаются океаническая и материковая земная кора. (По схеме на доске.)

Заполняем таблицу:

Тип земной коры

Количество слоёв

Порядок залегания (сверху вниз)

Материковая

3

Осадочный

Гранитный

Базальтовый

Океаническая

2

Осадочный

Базальтовый

— Из чего же состоит земная кора? (Земная кора состоит из горных пород, а горные породы — из минералов.)

— Вспомните, что такое минералы, с какими минералами вы знакомы. Где вам удалось их увидеть?

— В чём разница между минералами и горными породами?

Минералы — природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Минералы различают по таким признакам, как цвет, твёрдость, блеск, прозрачность, плотность. Минералы образовывались и продолжают образовываться как в глубоких слоях земной коры, так и на её поверхности. Самые распространённые на Земле минералы — полевой шпат, кварц.

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название “полевые” они получили из-за повсеместного распространения. Их можно встретить везде: в горах, в поле...

Кварц — один из самых распространённых минералов. Бесцветный кварц называется горным хрусталём. Известны разновидности кварца других цветов: фиолетового, жёлтого, коричневого, чёрного.

Людям известно около 3000 минералов. Большинство из них встречается редко. К редким минералам относятся алмаз, платина, серебро, графит. Широко распространённых минералов, из которых в основном состоят горные породы, всего несколько десятков. Больше всего на Земле полевых шпатов, кварца, слюд (рис. 34 на с. 40 учебника).

Минералы образуют горные породы.

Горные породы — это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

Кристаллы минералов в горной породе могут быть разного размера. Во многих породах их можно рассмотреть только под микроскопом. Кристаллы минералов соединяются между собой с разной прочностью. Поэтому одни породы твёрдые и монолитные, другие — пористые и лёгкие, третьи — рыхлые и сыпучие. Состав минералов в горной породе и прочность их соединения зависят от условий, в которых данная порода образовывалась.

Рассмотрите образцы горных пород. Чем они отличаются друг от друга? Почему они такие разные?

Прочитайте текст на с. 62—64 учебника и составьте схему:

По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы образуются при застывании магмы.

Магма (от греч. “магма” — густая мазь) — это расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

Магма образуется на глубине от 10 до 200 км от поверхности Земли. Она имеет очень высокую температуру — более 1500 °С. Образовавшаяся магма поднимается в вышележащие слои горных пород. Она может остановиться на глубине нескольких километров. Из медленно остывающей на глубине магмы постепенно образуются глубинные магматические породы. Самая распространённая из них — гранит (рис. 34, с. 63 учебника).

Часть магмы не застывает на глубине, а поднимается к поверхности Земли. В этом случае из неё резко выделяются растворённые газы и пары воды. Так магма превращается в лаву.

Лава — это магма, потерявшая газы.

Излившись на поверхность суши или дно океанов, лава очень быстро застывает. Из неё образуются излившиеся (вулканические) магматические горные породы, например базальты. Посмотрите рисунки 32 и 33, с. 62 учебника.

Гранит состоит из крупных кристаллов минералов. Больше всего в нём полевых шпатов и кварца. Гранит может иметь разный цвет: серый, белый, желтоватый, розовый, зеленоватый — в зависимости от цвета полевых шпатов. Базальты имеют тёмно-серый или чёрный цвет и высокую плотность. Они тяжелее гранита, так как в них больше железа.

Составим схему:

Но как только магматические горные породы перестали плавиться, как за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной. В летнее или дневное время при солнечном прогревании породы расширяются, а зимой или в ночное время — охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься и в первоначальное состояние уже прийти не могут, начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были снесены поверхностными силами: ручьями, реками, ветром, солнцем. Внешние силы переносят обломочный материал в море или океан. Слой за слоем, песчинка к песчинке, они хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. Такие горные породы называются осадочными (рис. 35 учебника, с. 64). За то, что образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают — осаждаются, скелеты отмерших организмов падают — осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают — осаждаются). У каждой из этих групп свои названия: обломочные, органические, химические.

Составим схему:

Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, так как новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000 °С). При этом первичные породы сильно изменяются в своих свойствах, то есть метаморфизируются — преобразовываются. Эти породы называют метаморфическими. Так, песок становится кварцитом, известняк — мрамором, а гранит — гнейсом (рис. 36, с. 65 учебника).

А теперь соедините схемы в одну:

Пользуясь этими знаниями, вы сможете определить происхождение любой горной породы. Назовём характерные отличительные признаки разных типов горных пород.

Осадочные горные породы отличаются от магматических и метаморфических:

1) кристаллическим строением (кроме солей);

2) плотностью (не пористые);

3) твёрдостью.

III. Закрепление

Практическая работа

Используя план описания горных пород, назовите горные породы, представленные в вашей коллекции, и укажите их происхождение (на каждой Парте имеется необходимый набор горных пород).

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРНЫХ ПОРОД ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ

План описания

Магматические

Метаморфические

Осадочные


1. Плотная или рыхлая горная порода?

1. Плотная

1. Плотная

1. Плотная; рыхлая


2. Кристаллическая или землистая?

2. Кристаллическая (на солнечном свете блестит)

2. Кристаллическая (иногда кристаллы в виде пластин или волокон)

2. Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит)


3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен): крупнозернистая— более 2 мм; среднезернистая — 1—2 мм; мелкозернистая — менее 1 мм (пыль)

3. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой

3. Мелкозернистая

3. Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая структура (частицы не выделяются невооружённым взглядом)


4. Твёрдость: твёрдая или мягкая?

4. Твёрдая

4. Твёрдая

4. Мягкая

5. Масса: лёгкая или тяжёлая?

5. Тяжёлая

5. Тяжёлая

5. Лёгкая или средней тяжести

6. Наблюдаются ли остатки организмов?

6. Нет

б. Иногда наблюдаются

б. В органических есть признаки древних организмов

IV. Домашнее задание

§ 10.

1. Пользуясь составленной схемой “Типы горных пород”, попробуйте составить цепочку превращений гранита. В какие горные породы он может превратиться?

2. Пользуясь планом описания и определителем горных пород, установите происхождение любых имеющихся образцов горных пород, когда-либо вами найденными.






Для любых предложений по сайту: [email protected]