Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Виды горных пород - ЛИТОСФЕРА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и объяснять отличия горных пород от минералов; составлять классификацию и описания горных пород и минералов, условий их образования и залегания; проводить сравнительный анализ, в том числе инструментальный, свойств горных пород и минералов.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание причин разнообразия происхождения, условий залегания горных пород и минералов.
Решаемая учебная проблема
Всегда ли горные породы и минералы бывают твёрдыми?
Основные понятия, изучаемые на уроке
Горная порода, минерал, магматическая, изверженная (вулканическая), глубинная, метаморфическая, осадочная, обломочная, химическая, органическая горные породы.
Оборудование
Учебник, географический атлас, образцы горных пород и минералов, классификатор горных пород и минералов.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Актуализация знаний
Ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало известно о строении Земли?
— Проверим свои знания, выполнив задания на карточке.
1. Начертите схему внутреннего строения земного шара и подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры.
2. Закончите предложение:
Внешняя оболочка Земли — часть литосферы, лежащая над мантией, называется ....
3. Начертите схему строения литосферы и подпишите названия основных слоёв, слагающих её.
4. Назовите типы земной коры и укажите их отличительные признаки.
II. Изучение нового материала
Вспомните
1. Что такое земная кора?
2. В чём особенность строения земной коры?
Скажите, а что, по вашему мнению, ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы ещё с вами упустили.
Земная кора — самая верхняя часть литосферы. Внешний облик Земли определяют выступы материков и впадины океанов.
Как же они образовались? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте установим, чем различаются океаническая и материковая земная кора. (По схеме на доске.)
Заполняем таблицу:
Тип земной коры |
Количество слоёв |
Порядок залегания (сверху вниз) |
Материковая |
3 |
Осадочный Гранитный Базальтовый |
Океаническая |
2 |
Осадочный Базальтовый |
— Из чего же состоит земная кора? (Земная кора состоит из горных пород, а горные породы — из минералов.)
— Вспомните, что такое минералы, с какими минералами вы знакомы. Где вам удалось их увидеть?
— В чём разница между минералами и горными породами?
Минералы — природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.
Минералы различают по таким признакам, как цвет, твёрдость, блеск, прозрачность, плотность. Минералы образовывались и продолжают образовываться как в глубоких слоях земной коры, так и на её поверхности. Самые распространённые на Земле минералы — полевой шпат, кварц.
Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название “полевые” они получили из-за повсеместного распространения. Их можно встретить везде: в горах, в поле...
Кварц — один из самых распространённых минералов. Бесцветный кварц называется горным хрусталём. Известны разновидности кварца других цветов: фиолетового, жёлтого, коричневого, чёрного.
Людям известно около 3000 минералов. Большинство из них встречается редко. К редким минералам относятся алмаз, платина, серебро, графит. Широко распространённых минералов, из которых в основном состоят горные породы, всего несколько десятков. Больше всего на Земле полевых шпатов, кварца, слюд (рис. 34 на с. 40 учебника).
Минералы образуют горные породы.
Горные породы — это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.
Кристаллы минералов в горной породе могут быть разного размера. Во многих породах их можно рассмотреть только под микроскопом. Кристаллы минералов соединяются между собой с разной прочностью. Поэтому одни породы твёрдые и монолитные, другие — пористые и лёгкие, третьи — рыхлые и сыпучие. Состав минералов в горной породе и прочность их соединения зависят от условий, в которых данная порода образовывалась.
Рассмотрите образцы горных пород. Чем они отличаются друг от друга? Почему они такие разные?
Прочитайте текст на с. 62—64 учебника и составьте схему:
По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Магматические горные породы образуются при застывании магмы.
Магма (от греч. “магма” — густая мазь) — это расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.
Магма образуется на глубине от 10 до 200 км от поверхности Земли. Она имеет очень высокую температуру — более 1500 °С. Образовавшаяся магма поднимается в вышележащие слои горных пород. Она может остановиться на глубине нескольких километров. Из медленно остывающей на глубине магмы постепенно образуются глубинные магматические породы. Самая распространённая из них — гранит (рис. 34, с. 63 учебника).
Часть магмы не застывает на глубине, а поднимается к поверхности Земли. В этом случае из неё резко выделяются растворённые газы и пары воды. Так магма превращается в лаву.
Лава — это магма, потерявшая газы.
Излившись на поверхность суши или дно океанов, лава очень быстро застывает. Из неё образуются излившиеся (вулканические) магматические горные породы, например базальты. Посмотрите рисунки 32 и 33, с. 62 учебника.
Гранит состоит из крупных кристаллов минералов. Больше всего в нём полевых шпатов и кварца. Гранит может иметь разный цвет: серый, белый, желтоватый, розовый, зеленоватый — в зависимости от цвета полевых шпатов. Базальты имеют тёмно-серый или чёрный цвет и высокую плотность. Они тяжелее гранита, так как в них больше железа.
Составим схему:
Но как только магматические горные породы перестали плавиться, как за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной. В летнее или дневное время при солнечном прогревании породы расширяются, а зимой или в ночное время — охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься и в первоначальное состояние уже прийти не могут, начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были снесены поверхностными силами: ручьями, реками, ветром, солнцем. Внешние силы переносят обломочный материал в море или океан. Слой за слоем, песчинка к песчинке, они хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. Такие горные породы называются осадочными (рис. 35 учебника, с. 64). За то, что образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают — осаждаются, скелеты отмерших организмов падают — осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают — осаждаются). У каждой из этих групп свои названия: обломочные, органические, химические.
Составим схему:
Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, так как новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000 °С). При этом первичные породы сильно изменяются в своих свойствах, то есть метаморфизируются — преобразовываются. Эти породы называют метаморфическими. Так, песок становится кварцитом, известняк — мрамором, а гранит — гнейсом (рис. 36, с. 65 учебника).
А теперь соедините схемы в одну:
Пользуясь этими знаниями, вы сможете определить происхождение любой горной породы. Назовём характерные отличительные признаки разных типов горных пород.
Осадочные горные породы отличаются от магматических и метаморфических:
1) кристаллическим строением (кроме солей);
2) плотностью (не пористые);
3) твёрдостью.
III. Закрепление
Практическая работа
Используя план описания горных пород, назовите горные породы, представленные в вашей коллекции, и укажите их происхождение (на каждой Парте имеется необходимый набор горных пород).
ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРНЫХ ПОРОД ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ
План описания |
Магматические |
Метаморфические |
Осадочные |
|
1. Плотная или рыхлая горная порода? |
1. Плотная |
1. Плотная |
1. Плотная; рыхлая |
|
2. Кристаллическая или землистая? |
2. Кристаллическая (на солнечном свете блестит) |
2. Кристаллическая (иногда кристаллы в виде пластин или волокон) |
2. Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит) |
|
3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен): крупнозернистая— более 2 мм; среднезернистая — 1—2 мм; мелкозернистая — менее 1 мм (пыль) |
3. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой |
3. Мелкозернистая |
3. Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая структура (частицы не выделяются невооружённым взглядом) |
|
4. Твёрдость: твёрдая или мягкая? |
4. Твёрдая |
4. Твёрдая |
4. Мягкая |
|
5. Масса: лёгкая или тяжёлая? |
5. Тяжёлая |
5. Тяжёлая |
5. Лёгкая или средней тяжести |
|
6. Наблюдаются ли остатки организмов? |
6. Нет |
б. Иногда наблюдаются |
б. В органических есть признаки древних организмов |
IV. Домашнее задание
§ 10.
1. Пользуясь составленной схемой “Типы горных пород”, попробуйте составить цепочку превращений гранита. В какие горные породы он может превратиться?
2. Пользуясь планом описания и определителем горных пород, установите происхождение любых имеющихся образцов горных пород, когда-либо вами найденными.