Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Итоговый урок по теме Географическая карта - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
См. предметные результаты по теме раздела “Географическая карта”.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Географическая карта”.
На личностном уровне
См. личностные результаты по теме раздела “Географическая карта”.
Оборудование
Игровое поле, карточки с заданиями, жетоны с баллами; глобус, физическая карта полушарий, атласы, компас, линейка; медали “Знаток географии”, рисунки (пират, корабль, остров “Музыкальный”).
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний.
Правила игры
1. На предварительном этапе формируются 2—3 команды, равные по силам. Команды выбирают капитанов, название, девиз, эмблему, готовят музыкальный номер.
2. Очерёдность выступления определяется по жребию.
3. Команда, которая не дала правильный ответ, передаёт ход другой команде, которая может заработать дополнительные баллы.
Если команда, “стреляя по квадрату”, попадает на числовое поле
— от 1 до 10 — зарабатывает 1 балл (дать определение термину или краткий ответ);
— от 11 до 16 — 2 балла (дать развёрнутый ответ на вопрос);
— от 17 до 22 — 3 балла (более сложные задания);
— от 23 до 27 — 4 балла (практические задания);
— 28 (рисунок пирата) — у команды забирают один балл;
— 29 (рисунок корабля) — команде дарят 2 балла;
— 30 (остров “Музыкальный”) — музыкальный номер, оценивается до 5 баллов.
Игровое поле
1 |
16 |
10 |
25 |
27 |
24 |
2 |
17 |
11 |
29 |
9 |
23 |
3 |
18 |
12 |
15 |
8 |
22 |
4 |
19 |
30 |
14 |
7 |
21 |
5 |
28 |
26 |
13 |
6 |
20 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра под названием “Морской бой”. В бой вступают две (три) команды знатоков географии. Тема нашей игры “Географическая карта” (сообщаются цель и задачи урока, условия игры).
Знакомство с жюри (может состоять из учителей или учеников-старшеклассников).
Знакомство с командами: капитаны представляют свои команды, команды озвучивают девизы, демонстрируют и объясняют эмблемы. Жюри оценивает представление команд по пятибалльной системе.
II. Игра
После выполнения каждого задания команды получают жетоны с баллами.
Вопросы и задания для игры
Вопросы на 1 балл
• Что такое масштаб?
• Какие виды масштаба вы знаете?
• Что такое географическая карта?
• Что такое условные знаки?
• Какие существуют виды условных знаков?
• Назовите основные стороны горизонта.
• Что такое азимут и в какой величине он измеряется?
• Как называется прибор для определения сторон горизонта?
• Что такое рельеф?
• Что такое горизонталь?
Вопросы на 2 балла
• Какие достоинства и недостатки имеют мелкомасштабные карты по сравнению с крупномасштабными?
• Чем отличаются общегеографические карты от тематических?
• Как с помощью компаса определить азимут?
• Чем относительная высота отличается от абсолютной?
• Почему абсолютную высоту отсчитывают от уровня моря, от какого моря?
• На карте горизонтали проведены через 2,5 м. Что это значит?
Задания на 3 балла
• Определить масштаб карты, если длина линии на местности составляет 10 км, а длина линии на карте — 0,5 см.
• Используя физическую карту полушарий, приведите примеры условных знаков, относящихся к различным видам.
• По какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть:
а) с острова Мадагаскар на мыс Рас-Хафун полуострова Сомали;
б) из точки с координатами 30° ю. ш. и 40° з. д. в точку с координатами 20° ю.ш. и 30° з.д.?
• Какие географические объекты показаны с помощью условных знаков?
Задания на 4 балла
• По физической карте мира определите абсолютную глубину:
а) Торресова пролива между островом Тасмания и Австралией;
б) Мозамбикского пролива между островом Мадагаскар и Африкой;
в) Гудзонова залива на севере Северной Америки.
• По физической карте мира определите, в каком из заливов Северной Америки — Гудзоновом или Мексиканском — больше воды. Обоснуйте свой ответ.
• По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Австралии, если уровень Мирового океана понизился на 200 м. Свой ответ обоснуйте.
• По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Южной Америки, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 м. Обоснуйте свой ответ.
Задание на 5 баллов
Составьте определение понятий по образцу.
Понятие |
Что такое |
Существенные признаки |
||
= |
• ближайший род, частью чего является |
+ |
• какими признаками отличается от других • какие признаки существенны |
• Меридиан;
• экватор;
• параллель;
• относительная высота (глубина);
• абсолютная высота (глубина).
Подведение итогов игры
Жюри считает полученные каждой командой баллы, определяет команду-победителя, вручает медали “Знаток географии”.
III. Рефлексия
— Чему важному и нужному вы научились, изучая тему “Географическая карта”?
— Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке?
IV. Домашнее задание
1) Составить кроссворд по изученной теме (на дополнительную оценку);
2) подготовить ответы на вопросы по теме “Географическая карта” на с. 53—54 и 199—200 учебника.