Методические рекомендации “География” для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких - 2014 год
Изображение рельефа на карте - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Планируемые образовательные результаты
В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:
На предметном уровне
Давать определения терминов, понятий по тематике урока; анализировать разные виды карт; определять по картам абсолютную и относительную высоты местности с помощью изолиний и послойной окраски; использовать шкалу глубин и высот для описания форм рельефа; классифицировать высоты; читать географические карты на основе сведений о высотах и глубинах; строить профиль местности.
На метапредметном уровне
См. метапредметные результаты по теме раздела “Географическая карта”.
На личностном уровне
Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание особенностей изображения рельефа на географических картах.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Рельеф, относительная высота, абсолютная высота, уровень моря, отметка высот, нивелир, бергштрих, послойная окраска, изогипса, горизонталь, шкала высот и глубин.
Оборудование
Учебник, географический атлас.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Проверочная работа по вариантам.
Определите по карточке азимуты на изображённые объекты местности.
II. Актуализация знаний
Давайте вспомним
1. Что такое ориентирование?
2. Зачем необходимо ориентироваться на местности?
3. Какие бывают стороны горизонта?
4. Как называется прибор, позволяющий определить стороны горизонта?
III. Изучение нового материала
Вы знаете, что земная поверхность неровная, на ней есть горы и равнины, холмы и овраги.
Вспомните определение географической карты. Это плоское изображение. Так как же на плоскости изобразить впадины и горы?
Неровности земной поверхности называются рельефом.
Неровности означают, что участки Земли находятся на разной высоте.
Обратимся к рисунку 23 учебника на с. 48 и попробуем сформулировать понятие абсолютной высоты.
За начало отсчёта (0 м) в России принят средний уровень поверхности Балтийского моря.
— Представьте себе, что вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2 м. Затапливается ли водой дом, который вы хотите купить, во время половодья?
Рисунок на доске:
Можно выдвинуть два предположения: затопит и не затопит.
— Почему мы не можем сразу дать однозначный ответ? (Так как не знаем высоту места, на котором стоит дом.)
Для определения высоты небольших форм рельефа используется специальный инструмент — нивелир (демонстрация прибора).
Нивелир представляет собой деревянный брус высотой 1 м с прикреплённой к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес — тонкая крепкая нить с небольшим грузом.
Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подошвы, в нашем случае возле уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается колышек. Поскольку высота прибора 1 м, вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелир переставляют на место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом проводится измерение до вершины холма. На рисунке вершина холма оказалась на высоте 4 м. Зальёт ли наш домик водой? (Нет.)
Мы определили относительную высоту холма, которая показывает превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой.
Работа со схемой
• Определите абсолютную высоту холма (159,3 м).
• Определите относительную высоту западной подошвы холма (159,3 - 127 = 32,3 м).
• Определите относительную высоту восточной подошвы холма (159,3 - 140 = 19,3 м).
• Абсолютная высота — измеряется относительно моря.
• Относительная высота — относительно подошвы холма.
На доске изображения холма и ямы:
Задание
Определите, какой склон наиболее крутой у изображённых форм рельефа. Почему?
Чем отличаются эти рисунки? (На первом рисунке изображён холм, на втором — впадина.)
Определить это помогают чёрточки — бергштрихи. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если чёрточки показаны с внешней стороны, то это холм; если с внутренней — это яма.
Способ отметки
Высоту или глубину на картах изображают отметками высот и глубин.
На с. 49 учебника на рисунке 25 указана отметка 296. Что она обозначает? (Абсолютная высота точки 296 м над уровнем моря.)
Найдите на физической карте России гору Эльбрус. Определите абсолютную высоту этой точки. Как вы это сделали?
Изображение рельефа с помощью изолиний
На рисунке 25, с. 49 учебника указана не только отметка высоты, но и плавные кривые линии. Что они обозначают? Обратимся к рисунку 24, с. 49 учебника. Всем нам знакома детская игрушка—пирамидка. Проанализируйте рисунок.
Соотнесите его с рисунком 25. Что общего? А в чём разница?
Итак, на обоих рисунках показаны кривыми линиями высоты точек. Как называются эти линии?
Проанализируйте рисунок 27, с. 51 учебника. Опишите, что вы видите. В отличие от рисунка 25 расстояния между изолиниями закрашены разным цветом. Такой способ изображения рельефа называется способом послойной окраски.
А кривые линии называются изогипсами (“изос” — равный, “гипсос” — высота в переводе с греческого).
Что же обозначает цвет?
Вернёмся к физической карте России (мира). В легенде карты есть шкала высот и глубин. Шкала высот — зелёно-коричневого цвета, а шкала глубин — сине-голубая. С помощью шкалы высот и глубин решите несколько задач.
— Определите преобладающие высоты Кавказских гор. По физической карте мира — преобладающие высоты материка Австралия, наибольшую глубину Тихого океана.
— Определите абсолютную глубину Каспийского моря, сравните её с глубиной Чёрного моря.
— Определите абсолютную высоту самой высокой точки Альп. Как она называется? Определите высоту местности, где берёт начало река Волга. Как она называется?
IV. Закрепление
На доске рисунки:
Определите высоту данного холма.
(У западного склона высота — 3 м, у восточного — 2 м.)
— Какая форма рельефа изображена на рисунке? (Холм.)
— Какова её абсолютная высота? (59 м)
— Через сколько метров проведены горизонтали? (10 м)
— Определите относительную высоту склона. (39 м)
— Какой склон более крутой? (Южный.)
3. Начертите холм, абсолютная высота которого 23 м, относительная — 18 м, северный склон пологий, южный — крутой, сечение горизонтали 5 м.
4. По физической карте мира определите:
• самую высокую вершину Северной Америки;
• самую высокую вершину Евразии;
• самую высокую вершину Южной Америки;
• наибольшую глубину Индийского океана;
• наибольшую глубину озера Байкал.
V. Домашнее задание
§ 8, вопросы и задания на с. 52 учебника.