География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год
ГРАДУСНАЯ СЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТАХ - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||
Цели деятельности учителя |
Способствовать формированию представлений о параллелях и меридианах, градусной сети; создать условия для формирования умений определять направления и расстояния по карте |
||
Образовательные ресурсы |
Электронное приложение к учебнику: Меридианы и параллели |
||
План урока |
1. Меридианы и параллели. 2. Градусная сеть на глобусе и картах. 3. Составление заданий на определение направлений по карте |
||
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные |
||
Основные понятия |
Параллели, меридианы, градусная сеть |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы (Северный и Южный), полушария (Северное, Южное, Восточное, Западное), находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте. Получат возможность научиться определять направления и расстояния по карте. |
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимают решения, оценивают достигнутые результаты |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки |
Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
|
II. Актуализация знаний |
Сообщения об электронной карте, найденной в сети Интернет |
Организует слушание сообщений обучающихся об электронной карте, найденной в сети Интернет |
Представляют сообщения об электронной, карте, найденной в сети Интернет |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Работа с электронным приложением к учебнику “Меридианы. Параллели” |
Организует работу с электронным приложением к учебнику, комментирует новую информацию, задает вопросы (Приложение) |
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию |
Индивидуальная работа |
Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Работа с глобусом |
Организует работу с глобусом: - Покажите на глобусах и назовите, в каких полушариях находятся: 1) Северная Америка; 2) Острова Новая Зеландия; 3) о. Гренландия; 4) Антарктида; 5) Африка. (Ответы должны быть полными, например: Северная Америка расположена в Северном полушарии относительно экватора, в Западном полушарии относительно нулевого меридиана.) |
Отвечают на вопросы, используя новые знания |
Фронтальная работа |
Устные ответы |
Работа с картой |
Организует работу с картой: - По карте полушарий в атласе определите, в каком направлении от озера Виктория находится река Конго; от города Берлина - Москва |
||||
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Нацеливает на самостоятельную работу при выполнении заданий 4, 5, с. 34, организует контроль |
Выполняют задания |
Индивидуальная работа |
Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание |
§ 10, задание 6, с. 34 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение
Знакомство с новой информацией
Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры.
А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географические координаты.
Для определения координат на глобусе и карте существует градусная сеть - система меридианов и параллелей. Построение градусной сети возможно потому, что шарообразная Земля вращается вокруг оси, обусловливая существование двух неподвижных точек - полюсов, которые и являются точками отсчета.
- Покажите полюсы на глобусах.
Географические полюсы - Северный и Южный - точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. На полюсах нет сторон горизонта.
- Покажите на глобусе экватор.
Экватор (от лат. - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Параллельно экватору проведены линии, которые называются параллелями.
- Назовите самую большую параллель. (Экватор.)
- Одинакова ли длина всех параллелей? (Нет.)
- Как изменяется длина? (Уменьшается от экватора к полюсам.)
Экватор делит Землю на два полушария.
- Назовите и покажите эти полушария на глобусах.
- Покажите на глобусах нулевой меридиан.
Меридианы (от лат. - полуденный) - линии сечения земной поверхности, проходящие через ось вращения Земли и, соответственно, через оба ее полюса. (Рассмотреть рисунок 19, с. 33.)
- Одинакова ли длина всех меридианов? (Одинакова.)
- Определите по глобусу, через сколько градусов проведены параллели и меридианы?
- Вспомните, чему равна длина окружности в градусах. Меридиан - полуокружность: чему равна его длина в градусах; в километрах (длина окружности равна 40000 км)? (Длина меридиана в среднем 111,1 км.)
- Нулевой меридиан делит Землю еще на два полушария. Какие? Покажите их на глобусе. (Восточное и Западное.)