ОЗЕРА - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ОЗЕРА - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об озерах сточных и бессточных, пресных и соленых болотах, водохранилищах, прудах; создать условия для формирования умений определять зависимость размещения озер от климата и рельефа, определять по карте ГП и размеры крупнейших озер мира

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Происхождение озер

План урока

1. Что такое озеро?

2. Происхождение озерных котловин.

3. Сточные и бессточные озера.

4. Водохранилища и пруды. Описание ГП озера (водохранилища)

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Карст, старица, сточные и бессточные озера, болото, водохранилище, пруд

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать озера сточные и бессточные, пресные и соленые болота, приводить примеры искусственных водоемов. Получат возможность научиться объяснять зависимость размещения озер от климата и рельефа, определять по карте ГП и размеры крупнейших озер мира, обозначать их на контурной карте

Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, составляют простой план, находят ответы на вопросы.

Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме: пересказывают близко к тексту, составляют описание объектов, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Развивают познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний по географии





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка учащихся к усвоению знаний

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Работа по описанию ГП рек по плану, показ объектов на карте

Организует выполнение заданий:

1) Устно опишите ГП Амазонки и Нила (по вариантам), покажите реки на карте.

2) Приведите по 3 примера горных и равнинных рек, покажите их на карте.

3) Покажите на карте водопады, назовите их координаты: вдп. Анкель (5° с. ш. 62° з. д.), вдп. Ниагарский (44° с. ш. 79° з. д.), вдп. Виктория (18° ю. ш. 27° в. д.).

4) Расскажите об озере, которое вы видели. Чем оно отличается от реки?

5) Сформулируйте понятие озеро; сравните его с определением в тексте учебника, с. 95

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Выполняют задания на карте

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы, задания на карте

III. Изучение нового материала

Показ видеоролика “Происхождение озер”, работа по заполнению таблицы и схем

Показывает видеоролик “Происхождение озер”, комментирует новую информацию, определяет практические задания (Приложение)

Знакомятся с новой информацией, обсуждают новую информацию, выполняют задания, объясняют понятия

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы, показ объектов на карте

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Организует практикум “Составление описания внутренних вод”, с. 98 в учебнике

Выполняют практическую работу

Работа в группах

Проверка выполнения задания

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

§ 24, выполнить задание на контурной карте

Конкретизирует домашнее задание.

- На контурной карте подпишите названия озер, выделенных в тексте параграфа

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение

Комментарий к видеоролику “Происхождение озёр” и практические задания по заполнению таблиц и схем

Самое глубокое озеро в мире - Байкал, оно находится в грабене. В грабенах находятся также многие африканские озера.

Послушайте, как в результате запруды образовалось Сарезское озеро на Памире: “Февральской ночью 191.1 г. жители Бартанга (Мургаба) проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро”.

Послушайте, что рассказывает о другом озере (образовавшемся в результате разлома тектонических плит и заполнения места разлома водой, стока у него нет, оно постоянно испаряется, а соль и минералы становятся всё концентрированней) человек, побывавший на его берегах:

“Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край - ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Голые, изрезанные морщинами склоны. Казалось, какая-то сила сорвала с них естественный покров и обнажилась мускулатура земли.

Мы решили искупаться, но нас отговорили. Было холодно. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол, водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись былым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого долго нельзя было отделаться.

Иногда из реки Иордана в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире”.

Очень много соленых озер на Прикаспийской низменности. Их образование связано с наличием здесь тектонических впадин и засоленных горных пород. Среди них выделяется озеро Баскунчак. Ученые подсчитали, что соли в Баскунчаке около 40 млрд т. Если бы все население земного шара потребляло соль из этого озера, то ему хватило бы ее на 1500 лет.

Задание. Используя материалы видеоролика и текст учебника на с. 95-97, дополните рисунки (на доске) и схему. (Один или два ученика выполняют задание у доски, остальные - в тетради.)

Задание 1. Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: Виктория, Верхнее, Ладожское, Балхаш, Чад.

Задание 2. На карте России найдите реку Волгу, назовите водохранилища по ее течению. Как, по-вашему, они появились на реке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]