ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ФИЗИЧЕСКИХ КАРТАХ ВЫСОТ И ГЛУБИН - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ФИЗИЧЕСКИХ КАРТАХ ВЫСОТ И ГЛУБИН - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Тип урока

Комбинированный

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о способах изображения на карте суши и океанов с помощью шкалы высот и глубин; умения использовать географические карты в практической деятельности человека; создать условия для формирования умений определять по карте высоту и глубину географических объектов, абсолютную высоту своего населенного пункта

План урока

1. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек.

2. Шкала высот и глубин.

3. Определение высот и глубин географических объектов, абсолютной высоты своего населенного пункта.

4. Тестирование по теме “Географическая карта”

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Изобаты, шкала высот и глубин

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть и показывать территории с определенными высотами и глубинами. Получат возможность научиться определять по карте высоту и глубину географических объектов, абсолютную высоту своего населенного пункта.

Сравнивать объекты по высоте и глубине

Познавательные: выделяют существенные признаки понятий, сравнивают объекты по заданным критериям, высказывают суждения, подтверждая их фактами, классифицируют информацию по заданным признакам.

Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: ориентируются в окружающем мире, выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимают решения

Осваивают знания об основных географических понятиях, овладевают умениями ориентироваться на местности; использовать один из “языков” между народного общения - географическую карту; применять географические знания и умения в повседневной жизни





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

II. Актуализация знаний

Беседа с целью подготовки к восприятию нового материала

Организует беседу:

1) Вспомните, что такое абсолютная высота?

2) Что такое отметка высоты?

3) Что называют горизонталью?

Отвечают на вопросы

Индивидуальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по карте

Организует работу по карте (Приложение 1)

Отвечают на вопросы и делают вывод, используя новые знания

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа с атласами

Организует работу с атласами по заданиям (Приложение 2)

Работают с картами атласа, анализируют объекты по шкале глубин и высот на карте полушарий

Работа со шкалой глубин и высот на карте полушарий

Организует работу со шкалой глубин и высот на карте полушарий:

- Оттенками какого цвета окрашена шкала высот?

- О чем говорит каждый оттенок шкалы? Приведите примеры равнин и гор на каждый оттенок цвета шкалы.

- Оттенки какого цвета на шкале мы не рассмотрели? (Синего.)

- Что изображают синим цветом на глобусах и картах?

- Назовите, каким оттенком отмечают максимальные глубины? (Темно-синим.)

- Каким оттенком - минимальные? (Бледно-голубым.)

- Приведите примеры морей, имеющие максимальные и минимальные глубины

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа по выполнению заданий

Определяет задания (Приложение 3)

Выполняют задания устно

Индивидуальная работа

Устные ответы


V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение знаний по теме “Географическая карта”

Проводит тестирование (Приложение 4). Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние

Индивидуальная работа

Проверка выполнения задания


Домашнее задание

§ 13, вопросы и задания, с. 42

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Приложение 1

Работа по карте

Кавказ подо мною. Один в вышине.

Стою над снегами у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Эти строки А. С. Пушкин посвятил горам Кавказ. (Показать по карте.)

- Какие горы вы уже знаете и можете показать? (Дети показывают горы на карте.)

Но я люблю - за что не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Эти стихи великий русский поэт Лермонтов посвятил Русской равнине.

- Покажите ее на карте.

- Чем горы отличаются от равнин в изображении на карте? (Цветовой гаммой.)

- Каким цветом отображаются горы? Каким - равнины?

Такой способ отображения рельефа называют послойным окрашиванием.

Приложение 2

Работа с атласом

Задание:

- Найдите в атласе горы:

г. Джомолунгма (Эверест) - 8848 м;

г. Аконкагуа — 6960 м;

влк. Килиманджаро - 5895 м.

- Укажите их абсолютные высоты.

- Какую закономерность заметили в изменении цвета от понижения высоты? (Чем ниже горы, тем светлее тон.)

- В какой цвет окрашены равнины? (В зеленый.)

- Как изменяется цвет с понижением? (Темнее.)

Приложение 3

Задание:

С помощью шкалы глубин и высот на картах атласа определите:

1) высоту Амазонской низменности;

2) высоту нагорья Тибет;

3) глубины Балтийского моря;

4) назовите самую высокую гору Земли (г. Эверест);

5) назовите самую глубокую точку Земли (Марианский желоб).

Приложение 4

Тест по теме “Географическая карта”

Вариант I

1. Площадь поверхности Земли:

а) 510 млн км2;

б) 602 млн км2;

в) 40 тыс. км2.

2. Расстояние от центра Земли до экватора:

а) 6738 км;

б) 6378 км;

в) 6873 км.

3. Уменьшенным изображением поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков называют:

а) глобус;

б) географическая карта;

в) план местности.

4. Линии, условно проведенные по поверхности Земли, соединяющие Северный и Южный полюсы:

а) экватор;

б) меридиан;

в) параллель.

5. Это угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку:

а) долгота;

б) широта;

в) азимут.

6. Зная широту точек, определите, какая:

1) дальше всего от экватора

2) ближе других к экватору

3) самая северная точка

4) самая ближняя к экватору в Южном полушарии

а) 35° с. ш.

б) 10° с. ш.

в) 12° ю. ш

г) 37° ю. ш.

7. Установите соответствие:

1) 29° с. ш. 89° з. д.

2) 14° с. ш. 13° в. д.

а) оз. Чад

б) г. Эверест

в) о. Пасхи

г) устье р. Миссисипи.

8. Из двух морей более глубокое:

а) Черное;

б) Балтийское.

9. Из двух равнин самая низменная:

а) Русская равнина;

б) Западно-Сибирская равнина.

10. Запишите координаты:

1) о. Тасмания (42° с. ш. 148° з. д.);

2) влк. Килауэа (20° с. ш. 155° з. д.);

3) Маркизские о-ва (9° ю. ш. 140° з. д.);

4) м. Барроу (71° с. ш. 155° з. д.).

Вариант ІI

1. Окружность Земли:

а) 50 тыс. км;

б) 40 тыс. км;

в) 30 тыс. км.

2. Расстояние от центра Земли до полюсов:

а) 6653 км;

б) 6536 км;

в) 6356 км.

3. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения, называется:

а) экватор;

б) меридиан;

в) параллель.

4. Поперечные линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору:

а) экватор;

б) меридиан;

в) параллель.

5. Это угол, между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке:

а) долгота;

б) широта;

в) азимут.

6. Зная широту точек, определите, какая:

1) дальше всего от экватора

2) ближе других к экватору

3) самая южная точка

4) ближняя к экватору в Северном полушарии

а) 1° ю. ш.

б) 54° с. ш.

в) 42° ю. ш

г) 12° с. ш.

7. Установите соответствие:

1) 2° ю. ш. 78° з. д.

2) 32° ю. ш. 19° в. д.

а) г. Кейптаун;

б) пик Коммунизма;

в) влк. Котопахи;

г) оз. Эйр.

8. Из двух морей более мелкое:

а) Средиземное;

б) Балтийское.

9. Из двух горных систем самая высокая:

а) Гималаи;

б) Кавказ.

10. Запишите координаты:

1) влк. Фидзияма (36° с. ш. 138° в. д.);

2) м. Челюскин (78° с. ш. 108° в. д.);

3) о. Шри-Ланка (8° с. ш. 81° в. д.);

4) г. Лима (13° ю. ш. 76° з. д.).






Для любых предложений по сайту: [email protected]