Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Воздействие организмов на земные оболочки - БИОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цель: сформировать представление о целостности географической оболочки.
Оборудование: комплекты карточек на типы взаимодействия организмов и атмосферы, организмов и гидросферы, организмов и литосферы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы — за 2 тыс. лет, углекислый газ — за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры. Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема беседы на уроке.
(Учитель с помощью наводящих вопросов подталкивает учеников к формулированию темы.)
2. Работа в группах
Каждая группа получает карточки с изображенными оболочками, организмами, символами и т. д. Задача учащихся — сложить цепочку взаимодействия организмов с оболочкой и составить развернутый ответ.
Взаимодействие организмов и атмосферы
Карточки: тепло, влажность, растения, кислород, углекислый газ, животные.
Слова могут быть заменены символами, рисунками или фотографиями. Работают две группы. После того как ученики сложат цепочку, составят ответ, один из членов группы выходит к магнитной доске и крепит полученную схему. Затем другая группа, которая работала по этой же теме, комментирует и оценивает работу отвечающей.
(Примерный ответ. Солнечный свет и вода поглощаются растениями, растения выделяют кислород, животные его потребляют и выделяют углекислый газ. Углекислый газ необходим растениям для фотосинтеза.)
Взаимодействие организмов и гидросферы
Карточки: моллюски, кальций, растворенный в океанической воде, известняк (можно дать образец породы).
Работают две группы. Для выполнения задания учащиеся должны пользоваться учебником или дополнительной литературой. После выполнения работы одна группа объясняет данное взаимодействие, а другая группа следит за ответом и делает поправки.
(Примерный ответ. Моллюски используют кальций для строительства своей раковины. После гибели раковины моллюски опускаются на дно и образуют со временем осадочные горные породы.)
Учитель отмечает, что помимо кальция морские животные поглощают из воды другие вещества.
Воздействие организмов на литосферу
Работают три группы.
Карточки для группы 1: остатки растений и животных, бактерии, почва.
Задача группы — объяснить роль организмов в образовании почв.
Карточки для группы 2: мхи, торф, каменный уголь.
Задача группы — рассказать об образовании биогенных осадочных пород.
Карточки для группы 3: гранит, корни растений, щебень, песок, глина.
Задача группы — рассказать о разрушении гор.
IV. Закрепление нового материала
— Какое животное влияет на все оболочки Земли? (Человек.)
— Объясните, почему хищники зависят от такого компонента природы, как почва.
— Почему после гибели растений и животных останки организмов не накапливаются на земной поверхности?
— Как растения и животные влияют на постоянство состава атмосферного воздуха?
— Приведите примеры круговорота веществ в литосфере.
— Расскажите о роли растений в круговороте воды.
Домашнее задание
§ 49, вопросы к параграфу.