Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Организмы в Мировом океане (модульный урок) - БИОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: сформировать представление о распределении организмов в водах Мирового океана; познакомить с некоторыми обитателями Мирового океана; развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.
Оборудование: таблица «Распределение организмов в Мировом океане», карта океанов, картинки с изображением обитателей океана, видеофильм «Жизнь в Мировом океане», листы-путеводители для работы на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент
На столы раздать листы-путеводители (программы работы по изучению новой темы).
II. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальный опрос
Тесты, выполненные учащимися в качестве домашнего задания, можно использовать для индивидуального опроса тех учеников, которые не сделали домашнее задание к уроку. Работу могут сразу проверить хозяева тестов.
2. Географический диктант
(Учащиеся должны по описанию определить, о какой природной зоне идет речь.)
1. Весь год здесь тепло и влажно. Деревья вечнозеленые, много лиан. Много обезьян. (Зона влажных экваториальных лесов.)
2. Природная зона трав. Зима холодная, а лето очень теплое. Много грызунов. (Зона степей.)
3. Здесь самый богатый животный мир. Много крупных животных: жирафы, бегемоты, слоны. (Зона саванн.)
4. Зона льда и снега. Сильные ветры, полярная ночь. Животные — хищники: белые медведи, моржи, тюлени. (Зона арктических пустынь.)
5. В этой зоне растут хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Обитают рысь, волк, бурый медведь. Четко выделяются четыре времени года. (Лесная зона. Тайга.)
6. Растения и животные зоны приспособились к сухому климату и недостатку влаги. Растительный покров редкий, растения имеют колючки, длинные корни, запасают влагу. (Зона пустынь.)
III. Изучение нового материала
— Вспомните, как изменяется температура в океане с глубиной. (Понижается, т. к. вода нагревается солнечными лучами, а они не проникают глубже 50 м.)
— Как называется часть моря или океана, протянувшаяся от берега до глубины 200 метров? (Шельф.)
— Назовите обитателей Мирового океана.
Сегодня вы исследователи морских глубин. Ваша задача — определить условия обитания организмов в морской воде, выяснить, какие организмы обитают на разных глубинах океана и на разных широтах.
Перед отплытием мы должны получить некоторые знания об условиях жизни в океане.
Шаг 1
Прочитайте текст на с. 148—149 и ответьте на вопросы.
— Чем благоприятны условия обитания в морской воде для такого крупного морского животного, как кит?
— Почему у растений океана — водорослей — нет корней? Как они получают питательные вещества?
— Организмы, обитающие в воде, не испытывают резких колебаний температур. Почему?
— Откуда в воде кислород?
Шаг 2
Познакомьтесь с группами организмов, населяющих воды океана.
Внимательно прослушайте рассказ учителя и запишите три группы организмов, обитающих в океане.
1. Планктон (рис. 98 на с. 150) — мелкие животные и водоросли, обитающие в поверхностных водах и не имеющие приспособлений к передвижению в воде. Их переносит течение — это рачки, медузы и др. Именно планктон является пищей не только для многих рыб, но и для гигантов океана — китов. Чем больше планктона в воде, тем больше там рыбы и других обитателей.
2. Нектон — свободно плавающие в толще воды животные. Это рыбы, киты, кальмары, морские черепахи, тюлени, котики и др.
3. Бентос — обитатели дна. Это кораллы, водоросли, крабы, морские ежи, морские звезды; из рыб — камбала, палтус. Эти животные медленно передвигаются по дну или прикрепляются к нему.
Шаг 3
Прочитайте текст на с. 150, п. 3. Обсудите с соседом по парте следующие вопросы:
— От чего зависит распространение организмов в океане?
— Где можно увидеть самый богатый растительный мир?
— Как называется мелководье океана?
— Какие организмы обитают на большой глубине? Как они выдерживают огромное давление толщи воды?
— Чем питаются обитатели океанских глубин?
— Какие особые органы имеются у глубоководных обитателей?
Шаг 4
Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.
1. Какую роль для кита играет выталкивающая сила, действующая на всякое тело, опущенное в воду?
а) позволяет плавать в воде;
б) позволяет затрачивать на передвижение в воде меньше усилий;
в) никакой роли не играет.
2. К условиям существования в водной среде не относятся:
а) резкие колебания температуры воды в течение суток;
б) соленость воды;
в) количество кислорода в воде;
г) свет.
3. Источником кислорода в морской воде являются:
а) планктон;
б) зеленые водоросли.
4. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:
а) нектон;
б) бентос;
в) планктон.
5. Какая часть океана наиболее богата организмами?
а) шельф;
б) глубоководные желоба;
в) центральные части океана.
6. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?
а) вода;
б) панцирь;
в) воздушные полости;
г) «фонари» на голове.
7. Обитатели глубин питаются:
а) планктоном;
б) поедают друг друга;
в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды.
Шаг 5
Сверьте свои ответы с образцом. (Образец ответов на обратной стороне доски или у учителя.)
Ответы: 1 — б; 2 — а; 3 - б; 4 — в; 5 — а; 6 — в; 7 — б, в.
Домашнее задание
§ 48.
На выбор:
1. Подготовить сообщение о любом обитателе дна океана.
2. Составить кроссворд «Обитатели океанских глубин».
3. Нарисовать обитателя океана, часть морского дна или планктон в увеличенном виде.