Реки - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Реки - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Цели: изучить части речной системы; познакомить с понятиями «река», «исток», «устье», «речная долина», «приток», «водораздел», «бассейн», «половодье», «паводок», «водопад»; сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек; познакомить с типами режима и питания рек; учить показывать реки на карте, находить речные системы крупнейших рек мира и России.

Оборудование: физические карты мира и России, атласы, контурные карты, таблицы «Строение речной системы», «Продольный профиль реки», видеофрагмент «Реки», макет речной системы, картина «Каньон Колорадо».

Ход урока

I. Организационный момент

Материал данного урока очень объемный, поэтому повторение темы «Подземные воды» оставить на урок повторения темы «Воды суши».


II. Изучение нового материала

О, Волга!.. колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

Н. Некрасов


Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

...Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

А. Пушкин

— Какая река течет вблизи вашего населенного пункта?

— Что такое река? При затруднении можно обратиться к учебнику (с. 87). (Река — водный поток, текущий в выработанном им углублении — русле.)

— Что мы знаем о реках?

(Учащиеся фронтально говорят все, что помнят о реках, какие реки знают. Далее учитель может обозначить проблему через ряд вопросов, ответов на которые у учащихся нет, т. к. многих терминов и связей они не знают.)

Вопросы

1. Почему одни реки полноводны круглый год, а другие только весной?

2. Почему реки, берущие начало в горах, полноводны летом?

3. Как определить правый и левый берега?

4. Какое строение имеет речная долина?

5. Может ли река брать начало из моря?

6. Что такое водораздел?

7. Как климат и рельеф влияют на реки?

8. Что такое смешанное питание?

9. Почему наводнения часто бывают на реках, текущих на север?

Сегодня мы познакомимся со строением речной системы и речной долины, с режимом реки и ее питанием. Термины, с которыми мы сегодня познакомимся, записаны на доске.

Реки берут начало в родниках, болотах, ледниках, озерах. Начало реки называется исток.

Река течет в понижение по рельефу и впадает в другую реку, являясь притоком, или в море, или в океан. Конец реки называется устьем.

(Учитель выполняет рисунок на доске, а ученики — в тетрадях.)



— Покажите истоки Волги, Ангары, Енисея.

— Покажите устья рек Ангары, Волги, Енисея, Амазонки. Иногда река начинается от слияния двух рек. Например, Нил образуется при слиянии Белого и Голубого Нила, Обь — при слиянии рек Бии и Катуни, Амур — при слиянии рек Шилки и Аргуни.

— Покажите эти реки на карте.

Реки нужно показывать по направлению течения, т. е. от истока к устью. Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Самая длинная река мира — Нил.

Река переносит огромное количество рыхлого материала, который она сносит благодаря силе течения. Чем сильнее течение реки, тем сильнее река разрушает горные породы.

Горные реки, имеющие быстрое течение, переносят крупные куски горных пород. Дно у горных рек каменистое. Реки, текущие по равнине, имеют медленное течение. Такие реки переносят мелкий материал: песок, глину. Дно таких рек песчаное или глинистое.

Каждая река течет в углублении, которое она сама образовала, — это русло. Русло является частью речной долины.

— Посмотрите на рис. 57 на с. 87 и назовите части речной долины.

— Посмотрите на картины «Каньон Колорадо» и «На Волге». Чем отличаются речные долины этих рек? (Уреки Колорадо речная долина глубокая и узкая, а у Волги — широкая.)

— Почему так различаются речные долины рек? (Река Колорадо течет в горах, у нее быстрое течение. А Волга течет по равнине, у нее спокойное, ровное течение — это равнинная река.)

Равнинные реки имеют широкую долину, а у горных рек долина узкая и глубокая.

Главная река имеет притоки — это реки, которые впадают в главную реку. Главная река со всеми притоками образует речную систему.



Притоки могут быть правые и левые. Как узнать, левый это приток или правый? Для этого определяют направление течения реки, встают лицом по течению, и тогда реки, впадающие справа, — это правые притоки, а слева — левые притоки.

— Назовите правый и левый притоки Волги. (Правый — Ока, а левый — Кама.)

— Назовите приток реки Оби. (Иртыш. Это левый приток.)

— Какие крупные притоки имеет Енисей? (У Енисея все крупные притоки правые: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска и Ангара.)

— Как определить правые и левые притоки на местности? (Надо встать лицом вниз по течению реки, справа — правый берег, река, впадающая с правого берега, — правый приток, а елевого берега — левый приток.)

Река получает питание с большой водосборной площади — это бассейн реки. Снег или дождь, выпавшие в бассейне реки, попадают в реку. В бассейне рек могу находиться города, государства.

— В бассейне какой реки вы живете?

Бассейны рек и речные системы отделяются друг от друга водоразделами. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую сторону — в другую. Водоразделом может быть горный хребет или возвышенность.



— Посмотрите на фрагмент карты на с. 58 и найдите границу бассейна реки Лены. Какой хребет является водоразделом рек Лены и Яны? (Верхоянский хребет.)

— Какой хребет отделяет бассейны Лены и Амура? (Становой хребет.)

— Почему реки не пересыхают? (Они участвуют в Мировом круговороте воды.)

— Реки постоянно получают питание. Как вы думаете, от чего зависит питание реки? (От климата.)

В разное время года реки имеют различное питание. Весной — снеговое; летом, осенью, весной — дождевое; зимой - только подземное. Подземное питание реки получают весь год.

Из-за того что зимой у наших рек остается только одно питание — подземное, в это время года в них мало воды. Весной реки питаются и от снега, и от дождя, и из-под земли.



— Какой вид подземных вод питает реки зимой? (Грунтовые воды.)

Большинство рек России имеют смешанное питание. Реки, берущие начало в горах, имеют ледниковое питание, а у рек Дальнего Востока, где много дождей выпадает летом, а зимой мало снега, — питание дождевое.

— Какое явление наблюдается на реках Русской равнины весной? (Половодье — закономерный, ожидаемый подъем уровня воды в реке.)

Вспомните стихотворение Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:

...Я раз за дровами

В лодке поехал — их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой...

В городах и поселках весной создаются паводковые комиссии. Они отвечают за безопасность населения во время весеннего половодья. Почему же называются паводковые? Паводок — это внезапный подъем уровня воды в реке. Паводок опасен именно своей внезапностью. Отчего он может возникнуть? Например, весной может быть резкое потепление, которое приведет к быстрому таянию снега, что вызовет резкий подъем уровня воды в реке и подтопление берегов и прибрежных участков.

Реки, которые текут с юга на север, весной часто доставляют неприятности. На юге, в верховье реки, уже тепло и тает снег, идет ледоход и большая вода, а север, низовье, еще не готов принять большую воду, т. к. река там пока не освободилась ото льда. Образуются ледяные заторы, плотины на реках. Если у реки низкие берега, то в половодье она может разливаться на десятки километров, устраивая наводнения. Наводнения часты на таких реках, как Обь, Лена.

Рассмотрим график на рис. 59 на с. 91.

— График какой реки показан на рисунке? (Волги.)

Опасность наводнений можно уменьшить, построив плотину. Уровень воды в Волге до создания на реке плотины достигал отметки 5 м, а после постройки плотины уровень воды в течение года колеблется значительно меньше.

— Прочитайте п. 4 на с. 91—92. Сравните горные и равнинные реки, заполните таблицу.


Признак реки

Горная река

Равнинная река

Скорость течения

Быстрая

Медленная

Долина

Глубокая, узкая

Широкая, извилистая

Глубина

Река неглубокая, с порогами

Глубокая, судоходная

Русло

Слабоизвилистое

Извилистое


(Ученики читают стихотворение.)

Дары Терека

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал...»

М. Лермонтов

— Найдите на карте России реку Терек. Какое она имеет течение? Почему ее течение отличается в верховьях и ближе к устью?

— Изучите рис. 61 на с. 93. Объясните, как образуются пороги.

— Изучите рис. 62. Как образуются водопады? В каком направлении движется водопад? (Против течения реки.)

— Где чаше встречаются водопады? (В горных районах или на границе гор и равнины.)

— Найдите на карте водопады, используя их координаты:

1) 42° с. ш., 78° з. д. (Ниагарский.)

2) 5° с. ш., 62° з. д. (Анхель.)

3) 18° ю. ш., 26° в. д. (Виктория.)

— Назовите и покажите крупные реки на каждом материке.


III. Закрепление нового материала

1. Географический марафон

На доске записаны термины. Учащиеся работают фронтально. Говорят те, кто запомнил, знает определение терминов. Остальные слушают.

Список терминов

Река, исток, устье, половодье, паводок, водораздел, бассейн, питание, режим, речная система, русло, пойма, водопад, пороги, речная долина.


2. Географический диктант

1. Начало реки. (Исток.)

2. Широкое углубление, на дне которого расположено русло реки. (Речная долина.)

3. Водный поток, текущий в русле. (Река.)

4. Главная река со всеми ее притоками. (Речная система.)

5. Граница, разделяющая соседние речные бассейны. (Водораздел.)

6. Место впадения реки в море или в другую реку. (Устье.)

7. Река, впадающая в главную реку. (Приток.)

8. Часть речной долины, затопляемая во время половодья. (Пойма.)

9. Ожидаемый подъем уровня воды в реке. (Половодье.)

10. Внезапный подъем уровня воды в реке. (Паводок.)

(В качестве закрепления можно использовать видеофильм, в котором показаны все моменты жизни реки и ее части.)


Домашнее задание

§ 30.

На выбор:

1. Составить 6—7 вопросов к параграфу.

2. Составить кроссворд, используя термины из параграфа.


Дополнительный материал

Ниагарский водопад

Около 20 млн. туристов ежегодно приезжают полюбоваться чудом природы — Ниагарским водопадом. Водопад разделен на две части Козьим островом. Американская часть водопада имеет высоту 51 м и ширину 323 м. Канадская часть - 48 и 917 м соответственно. 96% общей массы воды приходится на канадскую часть водопада.

Падающая с уступа масса воды размывает основание водопада, поэтому ежегодно водопад отступает на 1 м вверх по течению.

В местном музее хранятся бочки и котлы, в которых смельчакам удалось прокатиться по водопаду. Но не всем при этом повезло остаться в живых. Туристам предлагают полюбоваться водопадом с Козьего острова и из парка королевы Виктории, они могут также спуститься к подножию водопада на лифте.

По Радужному мосту можно перейти над рекой на канадскую сторону. На водопад можно посмотреть и с высоты 100-метровой башни Сигра. В районе водопада находится множество хозяйственных объектов: автострады, мосты, магазины, гостиницы, ГЭС. Водопад и сегодня является одним из самых популярных среди туристов мест в Америке.


Крупнейшие реки мира


Название

Длина, км

Нил с Кагерой (Африка)

6671

Миссисипи с Миссури (Северная Америка)

6420

Амазонка с Мараньоном (Южная Америка)

6400

Янцзы (Азия)

5800

Обь с Иртышом (Азия)

5451

Хуанхэ(Азия)

4845

Миссури (Северная Америка)

4740

Меконг (Азия)

4500

Амур с Аргунью (Азия)

4440

Лена (Азия)

4400

Волга (Европа)

3531






Для любых предложений по сайту: [email protected]