Английский без проблем - 2016
Идея построения вопроса - ПОСТРОЕНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Основные сведения, которые нужно знать для построения предложений — это взаиморасположение трёх компонентов:
• подлежащего (действующего лица),
• вспомогательного глагола,
• смыслового глагола.
Именно это и отражено в Таблице 11.
Все остальные члены предложения называются второстепенными и располагаются в конце предложения — после тех компонентов, которые приведены в Таблице 11.
Основная идея любого вопроса — это расположение вспомогательного глагола перед подлежащим (Таблица 11). Если просто это проделать, получается так называемый общий вопрос, на который требуется отвечать да yes [jes] или нет no В русском языке такой вопрос отличается от утверждения только интонацией. Например, “ты учишься?”. Если же перед общим вопросом поставить вопросительное слово, выражающее суть того, чем интересуются (например, что what где where [weə], когда when [wen], как how почему why [waι], whom[hu:m] кому, кем, кого, (о) ком), то получится так называемый специальный вопрос.
Таблица 11. Шпаргалка для построения вопроса. Общий принцип
Present Indefinite
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
do (does [dΛz] для 3-го лица единственного числа) |
личное местоимение или существительное |
из словаря (неопределённая форма) |
действие происходит обычно, часто, иногда, всегда, вообще имеет место в тот период времени, который вы интуитивноможете считать настоящим временем |
пример |
Do [du:] |
you [ju:] |
study ['stΛdι]? |
|
перевод |
Ты |
учишься? |
||
пояснение перевода |
Узнают твой род занятий вообще — в том плане “Вообще ты учишься?”. А то, может, ты не числишься ни в каком учебном заведении, а работаешь, допустим, в офисе или на заводе. А вот находишься ли ты в данный момент в учебном заведении, никого не интересует. |
Past Indefinite
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
did |
личное местоимение или существительное |
из словаря (неопределённая форма) — в вопросе вPast Indefinite она не изменяется |
действие происходило обычно, часто, иногда, всегда, вообще имело место в тот период времени, который вы интуитивноможете считать прошедшим временем |
пример |
Did |
you |
study? |
|
перевод |
Ты |
учился? |
||
пояснение |
Выясняют, учился ли ты вообще в прошлом. Не важно, в какой момент прошлого. В то время, которое тобой интуитивно воспринимается как прошлое. |
Future Indefinite
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
will |
личное местоимение или существительное |
из словаря (неопределённая форма) |
действие будет происходить обычно, часто, иногда, всегда вообще будет иметь место в тот период времени, который вы интуитивно можете считать будущимвременем |
пример |
Will |
you |
study? |
|
перевод |
Ты |
будешь учиться? |
||
пояснение |
Выясняют, будешь ли ты учиться вообще. Не в какой-то конкретный момент, а просто в будущем. |
Present Continuous
Вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
Are (Is, Am) |
личное местоимение или существительное |
из словаря (неопределённая форма) + ing |
действие происходит в настоящий моментили в указанный промежуток настоящего времени непрерывно |
пример |
Are |
you |
writing? ['raιtιη] |
|
перевод |
Ты |
пишешь? |
||
пояснение перевода |
Выясняют, пишешь ли ты в данный момент. |
Past Continuous
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
Were (Was — для подлежащих в виде he [hi:] он, she [∫i:] она, it [ιt] — для неодушевлённых предметов он, она, оно) |
личное местоимение или существительное |
из словаря (неопределённая форма) + ing |
действие происходило в момент или в указанный промежуток прошлого непрерывно |
пример |
Were |
you |
writing? |
|
перевод |
Ты |
писал? |
||
пояснение перевода |
Выясняют, писал ли ты в какой-то момент в прошлом или же в какой-то промежуток времени в прошлом непрерывно. |
Future Continuous
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
Will (для построения вопроса всегда используется только самый левый вспомогательный глагол, то есть из сложной формы вспомогательного глагола Will be вперёд — перед подлежащим выносится только Will) |
личное местоимение или существительное |
be + смысловой глагол из словаря (неопределённая форма) + ing |
действие произойдёт в определённый момент в будущем или в указанный промежуток будущего непрерывно |
пример |
Will |
you |
be writing? |
|
перевод |
Ты |
будешь писать? |
||
пояснение перевода |
Выясняют, будешь ли ты писать в какой-то момент или же в какой-то промежуток времени в будущем непрерывно. |
Present Perfect
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
Have (Has для 3-го лица единственного числа) |
личное местоимение илисуществительное |
из словаря (неопределённая форма) + ed(для правильных глаголов) или из таблицы неправильных глаголов — 3-я форма |
действие произошло к настоящему моментуи результат виден, слышим или ощутим на этот момент |
пример |
Have |
you |
moved? [mu:vd] |
|
перевод |
Ты |
переехал? |
||
пояснение перевода |
Выясняют, переехал ли ты (на новую квартиру, например) именно к нынешнему моменту, то есть свершилось ли это событие уже в принципе, можешь ли ты уже пользоваться своей новой квартирой? Для сравнения: в Past Indefinite такой вопрос (на русский он переводился бы так же, а вот на английском был бы сформулирован в соответствии с канонами Past Indefinite) мог бы быть уместен тогда, когда бы вы рассказывали о событиях в каком-то прошедшем году или месяце, и собеседник уточнил бы, переехал ли ты, и это уточнение относилось бы именно к событиям в прошлом. |
Past Perfect
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
Had [hæd] (форма прошедшего времени Past от вспомогательного глагола have[hæv]) |
личное местоимение илисуществительное |
из словаря (неопределённая форма) + ed(для правильных глаголов) или из таблицы неправильных глаголов — 3-я форма |
действие произошло к моменту в прошломи результат был виден, слышим или ощутим на тот момент |
пример |
Had |
you |
moved? |
|
перевод |
Ты |
переехал? |
||
пояснение перевода |
Выясняют, переехал ли ты (на новую квартиру, например) именно к определённому моменту в прошлом или до этого момента в прошлом. |
Future Perfect
вспомогательный глагол |
подлежащее |
смысловой глагол |
функция временной формы |
|
общая формула |
Will (для построения вопроса всегда используется только самый левый вспомогательный глагол, то есть из сложной формы вспомогательного глагола Will have вперёд — перед подлежащим выносится только Will) |
личное местоимение или существительное |
из словаря (неопределённая форма) + ed(для правильных глаголов) или из таблицы неправильных глаголов — 3-я форма |
действие произойдёт к моменту в будущеми результат будет виден, слышим или ощутим на тот момент |
пример |
Will |
you |
have moved? |
|
перевод |
Ты |
переедешь? |
||
пояснение перевода |
Выясняют, переедете ли вы (допустим, на новую квартиру) к какому-то определённому сроку. |
Примечание:
В качестве подлежащего может применяться не только существительное и местоимение, но и герундий. Это такая специфическая, характерная именно для английского языка, форма, полученная из глагола путём прибавления окончания ing [щ]. Совпадает с формой смыслового глагола в Continuous, но именно расположение такого слова в предложении приводит к тому, что переводить его надо не глаголом, а существительным. Например,
reading ['ri:dιη] чтение
Для того, чтобы за рубежом сказать и понять самое необходимое, вполне можно обойтись и без герундия. Поэтому в данной книге, посвящённой лишь основам английского языка, мы это грамматическое явление рассматривать не станем.
Местоимения же, которые в Таблице 11 предлагается употреблять в качестве подлежащего, могут быть не только личными (I [aι] я, we [wi:] мы, you [ju:] ты, вы, they [δeι] они, he [hi:] он, she[∫ι:] она, it [ιt] - для неодушевлённых предметов и для животных он, она, оно), но и указательными (this [διs] этот, эта, это, that [δæt] тот, та, то, these [δi:z] эти, those те), когда во временах группы Indefinite в качестве смыслового глагола употребляется глагол be быть. Это сильный глагол, и он сам, а не какой-то вспомогательный, ставится перед подлежащим в вопросе во временах Present Indefinite и Past Indefinite:
Is this a pen? Это ручка?
Is that a pen? То ручка?
Was this a pen? Это была ручка?
Was that a pen? То была ручка?
Are these pens? Это ручки?
Are those pens? То ручки?
Were these pens? Это были ручки?
Were those pens? То были ручки?
В этих примерах общих вопросов на первом месте перед подлежащим, выраженным указательным местоимением, стоит глагол be в одной из своих форм (Is, Are — для Present Indefinite и Was, Were — для Past Indefinite).
Во Future Indefinite для построения вопросов используется вспомогательный глагол will потому что он вообще всегда используется во всех временах Future, и не важно, для сильных глаголов (их сила проявляется только во временах Present Indefinite и Past Indefinite в том, что они сами, будучи использованы в предложении как смысловые глаголы) ставятся перед подлежащим, а вспомогательный глагол для построения вопросов тогда не применяется) или для слабых.
Will this be a pen? Это будет ручка?
Will that be a pen? То будет ручка?
Will these be pens? Это будут ручки?
Will those be pens? То будут ручки?
Чаще всего предложения с подлежащими в виде указательных местоимений употребляются в Present Indefinite. При этом глагол be не переводится. По-русски не говорят “это есть ручка”, а говорят просто “это ручка”.
ПОЛЕЗНЫЕ СЛОВА — грамматические термины:
Past [pα:st] прошедшее
Present [preznt] настоящее
Future ['fju:t∫ə] будущее
Indefinite [ιn'defιnιt] неопределённое
Perfect ['pз:fιkt] совершенное
Continuous продолженное
Future ['fju:t∫ə] in [ιn] the [δə] Past [pα:st] будущее в прошедшем
Perfect ['pз:fιkt] Continuous совершенное продолженное
had [hæd] — форма прошедшего времени Past от вспомогательного глагола have [hæv]
did [dιd] — форма прошедшего времени Past от вспомогательного глагола do [du:]
is [ιz] — форма настоящего времени Present для третьего лица единственного числа (he [hi:] он, she [∫i:] она, it [ιt] — для неодушевлённых предметов он, она, оно) вспомогательного глагола be[bi:]
am [æm] — форма настоящего времени Present для первого лица единственного числа (I [aι]) вспомогательного глагола be [bi:]
are [α:] — форма настоящего времени Present для множественного числа вспомогательного глагола be [bi:]
was — форма прошедшего времени Past для единственного числа вспомогательного глагола be [bi:]
were [wз:] — форма прошедшего времени Past для множественного числа вспомогательного глагола be [bi:]
does [dΛz] — форма вспомогательного глагола do [du:] для подлежащего в третьем лице единственном числе (оно может быть выражено или заменено местоимениями he [hi:] он, she [∫i:] она, it[ιt] — для животных и неодушевлённых предметов он, она, оно)
ПРОСТО ПОЛЕЗНЫЕ СЛОВА:
study ['stΛdι] учить(ся)
write [raιt] писать
he [hi:] он
she [∫i:] она
it [ιt] — для неодушевлённых предметов он, она, оно
move [mu:v] переезжать, двигаться
В Таблице 11 приведены общие вопросы, которые состоят лишь из главных членов предложения (подлежащего, т. е. действующего лица, и сказуемого — совокупности вспомогательного и смыслового глаголов, выражающих действие в предложении).
Второстепенные члены предложения располагаются вслед за главными в следующем порядке:
1. Дополнение (над чем производится действие или на кого направлено действие)
2. Обстоятельство (как, где и когда происходит действие)
2.1. Образа действия (как)
2.2. Места (где)
2.4. Времени (когда), при этом сначала указывается более точное время совершения действия (например, в таком-то часу), а потом — менее точное (например, в такой-то день).
Предложения, содержащие не только главные, но и второстепенные члены, называются распространёнными.
Теперь я приведу таблицы с примерами распространённых предложений и порядком членов предложения для каждого из рассмотренных времён и дам вам задания потренироваться составлять по этим примерам свои собственные предложения из заданных слов и словосочетаний.