Биология 6 класс - Проверочные и контрольные работы
Контрольная работа № 3 к разделу 6.2–6.3
Вариант 3. Учени...._______________________________________________
1. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Выбери верные фразы и распредели их с помощью цифр по группам.
Моховидные ________________, папоротниковидные ________________, голосеменные_________ ________________.
1. Стебли зелёного цвета.
2. На верхушках побегов образуются колоски со спорами.
3. Бесполое поколение - растение со спороносным колоском.
4. Хроматофор в виде чаши.
5. Растение вечнозелёное.
6. Высшее споровое растение, не имеющее корней.
7. Споры находятся в спорангиях, расположенных на нижней стороне листьев.
8. Листья мелкие, узкие, сидячие.
9. Обитают преимущественно в воде.
10. Семена свободно располагаются на чешуйках шишки.
11. Бесполое поколение - коробочка на ножке.
Программный уровень. Фразы ________________ не попали ни в одну из групп, потому что
Максимальный уровень. Запиши свой вариант характеристики каждой группы.
Моховидные________________________________________
Папоротниковидные__________________________________
Голосеменные_______________________________________
2. Умение объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Необходимый уровень. Восстанови пропуски в тексте.
Размножается сосна ________________. Весной на молодых побегах образуются зеленовато-жёлтые и красноватые ________________. На чешуйках зеленовато-жёлтых ________________ развиваются в мешочках ________________. На чешуйках красноватых шишек, расположенных на том же дереве, развиваются ________________. Созревшая ________________ разносится ветром и может попасть на семязачатки.
Программный уровень Выбери и подчеркни те предложения, которые могут служить продолжением текста.
• Оплодотворение происходит только через 13 месяцев после опыления, а ещё через 8 месяцев зрелые семена высыпаются на почву. • Из споры вырастает не взрослое растение, а небольшая зелёная пластинка, которая прикрепляется к почве ризоидами. • На нижней стороне зелёной пластинки образуются гаметы, которые сливаются и образуют зиготу, из которой развивается зародыш. • Чешуйки шишки плотно смыкаются и склеиваются смолой. • Семена снабжены крылышком и далеко разносятся ветром. • У зародыша растут побег и корни, так завершается половое размножение папоротника.
Максимальный уровень Объясни, чем важен представленный в тексте процесс.
3. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Запиши в таблицу по одному доказательству того, что каждый из выделенных отделов относится к высшим растениям.
Мхи |
Плауны |
Хвощи |
Программный уровень. Приведи ещё 2-3 доказательства для каждого отдела.
Максимальный уровень. Допиши по одному доказательству для каждого отдела, не изученному на уроке.
4. Умение находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые помогают доказать, что мхи - родственники водорослей, и отметь их знаком +.
[ ] Тело мхов расчленено на органы. [ ]Хотя мхи - сухопутные растения, но оплодотворение происходит при наличии воды. [ ] Из споры мха вырастает тонкая зелёная нить. [ ] У мхов нет корней, а есть ризоиды. [ ] Листья мхов мелкие. [ ] Мхи - организмы, способные к фотосинтезу.
Программный уровень. Определи, доказательством чего являются оставшиеся фразы_________________________________________________
Максимальный уровень. Приведи доказательства происхождения мхов от водорослей, не рассматриваемые на уроке.______________________________________________________
5. Умение использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые указывают на значение мхов в жизни человека, и отметь их знаком +.
[ ] Регулируют водный баланс. [ ] Источник масла. [ ] Используются как перевязочный материал. [ ] Убежище для животных. [ ] Источник для производства бумаги. [ ] Дезодорант.
Программный уровень. Укажи, какие особенности мхов обеспечивают это значение в природе и жизни человека.______________________________________________
Максимальный уровень Допиши ещё одно положение, не рассматриваемое на уроке.
Контрольная работа № 3 к разделам 6.2 - 6.3
Вариант 1. Учени...________________________________________________
1. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Выбери верные фразы и распредели их с помощью цифр по группам.
Моховидные _____________, папоротниковидные _____________, голосеменные _____________.__
1. Стебли зелёного цвета.
2. Стебель стелится по земле.
3. На корневище имеются придаточные корни.
4. Одноклеточные и многоклеточные растения.
5. На растениях образуются шишки.
6. Половое поколение (гаметофит) - мелкая пластинка.
7. Корней нет, но есть ризоиды.
8. В клетках одна крупная пластида.
9. Побеги состоят из члеников.
10. На верхушке стебля располагается коробочка.
11. Листья-хвоинки.
Программный уровень. Фразы _____________ не попали ни в одну из групп, потому что___________________
Максимальный уровень. Запиши свой вариант характеристики каждой группы.
Моховидные________________________________________
Папоротниковидные__________________________________
Голосеменные_______________________________________
2. Умение объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Необходимый уровень. Восстанови пропуски в тексте.
На верхушке одних растений кукушкина льна образуются округлые мешочки, в которых находятся мелкие подвижные клетки _____________. На верхушках других растений мха в многоклеточных утолщениях развивается крупная _____________. Весной во время дождя _____________ по воде передвигается к _____________ и сливается с ней. Это _____________ размножение мха. _____________ начинает делиться, и на следующий год из неё на верхушке стебля мха вырастает жёлтая ножка, а на ней _____________ со спорами, покрытая сверху колпачком.
Программный уровень. Выбери и подчеркни те предложения, которые могут служить продолжением текста.
• Споры дают начало заросткам (гаметофитам). • В сухую погоду споры высыпаются, попадают на влажную почву и прорастают, образуя тонкую зелёную нить. • На нити появляются почки, из которых вырастают стебли с листьями. • На них образуются гаметы. • После оплодотворения образуется зигота - первая клетка бесполого поколения. • Так происходит бесполое размножение мха.
Максимальный уровень. Объясни, чем важен представленный в тексте процесс.
Программный уровень. Запиши группу понятий, к которой можно отнести оставшиеся слова_________________________________________________
Максимальный уровень. Предложи 2- 3 других, не изученных на уроках понятия, которые можно отнести к каждой группе.________________________________________________
4. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Заполни любую строку сравнительной таблицы.
Признаки |
Грибы |
Водоросли |
Лишайники |
Рост |
|||
Местообитание |
|||
Строение организма |
|||
Программный уровень Заполни все строки сравнительной таблицы (кроме самой нижней).
Максимальный уровень Запиши ещё один признак для сравнения, не рассматриваемый на уроке (нижняя строка таблицы).
5. Умение использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые указывают на значение грибов в жизни человека, и отметь их знаком +.
[ ] Являются источником кислорода. [ ] Разрушают плоды человеческого труда: дома, книги, продукты. [ ] Используются для производства антибиотиков. [ ] Образуют микоризу, срастаясь с корнями деревьев и трав. [ ] Используются в производстве хлеба. [ ] Является жилищем для некоторых видов животных.
Программный уровень. Укажи те особенности грибов, благодаря которым они имеют такое значение в жизни человека.
Максимальный уровень. Допиши ещё одно положение, не рассматриваемое на уроке.