Биология 6 класс - Проверочные и контрольные работы
Контрольная работа № 3 к разделам 6.2–6.3
Вариант 2. Учени...________________________________________________
1. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Выбери верные фразы и распредели их с помощью цифр по группам.
Моховидные _______________, папоротниковидные _______________, голосеменные _______________.______________________
1. Споры образуются в коробочках.
2. Весенние и летние побеги хорошо различаются.
3. Тело растения не имеет органов.
4. Семена снабжены плёнчатым крылышком.
5. Половое поколение - зелёное растение с листьями и стеблем.
6. В цикле развития преобладает половое поколение.
7. Стебель подземный - корневище, лишь немного возвышающийся над поверхностью почвы.
8. Зелёный пигмент находится в хроматофоре клетки.
9. На стволах растений выделяется смола.
10. Половое поколение - мелкие фотосинтезирующие пластинки.
11. Высшее семенное растение.
Программный уровень. Фразы _______________ не попали ни в одну из групп, потому что
_______________________________________________________.
Максимальный уровень. Запиши свой вариант характеристики каждой группы.
Моховидные________________________________________
Папоротниковидные__________________________________
Голосеменные_______________________________________
2. Умение объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Необходимый уровень. Восстанови пропуски в тексте.
Летом на__________________ стороне листьев папоротника появляются округлые _______________. Под их прикрытием развиваются _______________ . В сухую погоду _______________ ветром разносятся на далёкие расстояния. Попадая на _______________ почву, они прорастают. Так происходит _______________ размножение папоротника.
Программный уровень. Выбери и подчеркни те предложения, которые могут служить продолжением текста.
• Оплодотворение происходит только через 13 месяцев после опыления, а ещё через 8 месяцев зрелые семена высыпаются на почву. • Из споры вырастает не взрослое растение, а небольшая зелёная пластинка, которая прикрепляется к почве ризоидами. • На нижней стороне зелёной пластинки образуются гаметы, затем они сливаются и образуют зиготу, из которой развивается зародыш. • Чешуйки шишки плотно смыкаются и склеиваются смолой. • Семена снабжены крылышком и далеко разносятся ветром. • У зародыша растут побег и корни, так завершается половое размножение папоротника.
Максимальный уровень Объясни, чем важен представленный в тексте процесс.
3. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Запиши в таблицу по одному доказательству того, что каждый из выделенных отделов относится к высшим растениям.
Хвощи |
Папоротники |
Голосеменные |
Программный уровень. Приведи ещё 2-3 доказательства для каждого отдела.
Максимальный уровень. Допиши по одному доказательству для каждого отдела, не изученному на уроках.
4. Умение находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые помогут доказать, что голосеменные по сравнению с папоротниками имеют значительные преимущества в строении и размножении, и отметь их знаком +.
[ ] Голосеменные размножаются не спорами, а семенами. [ ] Оплодотворение у голосеменных происходит вне зависимости от водной среды. [ ] Многие голосеменные имеют маленькие, игловидные листья, содержащие смолу. [ ] Голосеменные - исключительно древесные растения с прочной древесиной. [ ] У голосеменных зародыш развивается внутри семязачатка под защитой материнского растения. [ ] Зародыш в семени надежно защищён семенной кожурой.
Программный уровень. Определи, доказательством чего являются оставшиеся фразы.
Максимальный уровень. Приведи доказательства преимущества голосеменных, не рассматриваемые на уроке.
5. Умение использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые указывают на значение папоротников в жизни человека, и отметь их знаком +.
[ ] Ядовиты, если попадают в корм, отравляют скот. [ ] Используют для постройки домов. [ ] Топливо. [ ] Удобрения. [ ] Используются в декоративных целях. [ ] Источники лекарственных веществ.
Программный уровень. Укажи, какие особенности папоротников обеспечивают это значение в жизни человека_______________________________________________
Максимальный уровень. Допиши ещё одно положение, не рассматриваемое на уроке.
Контрольная работа № 3 к разделам 6.2–6.3
Вариант 4. Учени...________________________________________________
1. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Выбери верные фразы и распредели их с помощью цифр по группам.
Моховидные _______________________, папоротниковидные _______________________, голосеменные _______________________.______________
1. Листья крупные, сложные.
2. В клетках могут быть красные, жёлтые, зелёные пигменты.
3. Корней у растения нет, есть ризоиды.
4. Споры образуются в коробочках.
5. Семена снабжены плёнчатыми крылышками.
6. Растение может размножаться делением частей тела.
7. На деревьях образуются шишки.
8. Высшее споровое растение с ползучим стеблем.
9. В цикле развития преобладает половое поколение.
10. В цикле развития преобладает бесполое поколение.
11. Половое поколение сильно редуцировано.
Программный уровень. Фразы _______________________ не попали ни в одну из групп, потому что
Максимальный уровень. Запиши свой вариант характеристики каждой группы.
Моховидные________________________________________
Папоротниковидные__________________________________
Голосеменные_______________________________________
2. Умение объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Необходимый уровень. Восстанови пропуски в тексте.
У хвоща полевого в почве развивается длинное _____________. От его узлов отходят _____________ корни. Надземные побеги двух типов: весенние _____________ и летние вегетативные. Весенний побег не имеет зелёной окраски, на его верхушке располагается _____________. В нём развиваются _____________; внутри них формируются _____________.
Программный уровень. Выбери и подчеркни те предложения, которые могут служить продолжением текста.
• Споры дают начало заросткам (гаметофитам).
• В сухую погоду споры высыпаются, попадают на влажную почву и прорастают, образуя тонкую зелёную нить.
• На нити появляются почки, из которых вырастают стебли с листьями.
• На них образуются гаметы.
• После оплодотворения образуется зигота - первая клетка бесполого поколения.
• Так происходит бесполое размножение мха.
Максимальный уровень. Объясни, чем важен представленный в тексте процесс.
3. Умение различать основные группы живых организмов.
Необходимый уровень. Запиши в таблицу по одному доказательству того, что каждый из выделенных отделов относится к высшим растениям.
Хвощи |
Плауны |
Папоротники |
Программный уровень. Приведи ещё 2-3 доказательства для каждого отдела.
Максимальный уровень. Допиши по одному доказательству для каждого отдела, не изученному на уроках.
4. Умение находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые помогут доказать, что папоротниковидные по сравнению со мхами имеют значительные преимущества в строении и размножении, и отметь их знаком +.
[ ] Папоротники имеют настоящие корни. [ ] В цикле развития папоротников можно выделить половое и бесполое поколения. [ ] Половое поколение развито слабее бесполого, но существует самостоятельно в виде фотосинтезирующей пластинки. [ ] Папоротники имеют хорошо развитые побеги, состоящие из стеблей и листьев. [ ] Папоротники имеют проводящие сосуды в стебле. [ ] Чередование поколений, при котором преобладает бесполое поколение.
Программный уровень. Определи, доказательством чего являются оставшиеся фразы.
Максимальный уровень. Приведи доказательства преимущества папоротниковидных, не рассматриваемые на уроке.______________________________________________________
5. Умение использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства.
Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые указывают на значение споровых растений в жизни человека, и отметь их знаком +.
[ ] Вызывают заболачивание земель. [ ] Источник топлива. [ ] Источник пищи животным. [ ] Источник строительных материалов. [ ] Удобрения. [ ] Ядовиты, вызывают отравления скота, если попадают в пищу.
Программный уровень. Укажи, какие особенности споровых растений обеспечивают это значение в жизни человека.
Максимальный уровень. Допиши ещё одно положение, не рассматриваемое на уроке.