Биология 9-й класс подготовка к ГИА
ВАРИАНТ 6 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какой метод биологии используется при диагностике ветряной оспы у человека?
1) наблюдение
2) измерение
3) моделирование
4) эксперимент
А2. Какой из организмов НЕ имеет клеточного строения?
1) кишечная палочка
2) вирус иммунодефицита человека
3) пеницилл
4) хламидомонада
А3. Как называются спиралеобразные бактерии?
1) кокки
2) бациллы
3) вибрионы
4) спириллы
А4. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
1) Моховидные
2) Хвощевидные
3) Плауновидные
4) Папоротниковидные
А5. Какое растение размножается корневищем?
1) топинамбур
2) картофель
3) чеснок
4) пырей
А6. Какой ротовой аппарат имеет изображенное на рисунке насекомое?
1) грызущий
2) лижущий
3) сосущий
4) колюще-сосущий
А7. Представителями отряда Хвостатые (класс Амфибии) являются
1) лягушки, жабы, квакши
2) тритоны, саламандры, амбистомы
3) червяги, рыбозмеи
4) ящерицы, змеи, хамелеоны
А8. Какой из признаков человека относится к рудиментам?
1) мышцы, двигающие ушную раковину
2) хвост
3) густой волосяной покров тела
4) сильно развитые клыки
А9. Какая ткань выстилает изнутри мочевой пузырь?
1) многослойный неороговевающий эпителий
2) мерцательный (реснитчатый) эпителий
3) многослойный переходный эпителий
4) железистый эпителий
А10. Что изображено на рисунке под номером 1?
1) рецептор
2) рабочий орган
3) вставочный нейрон
4) двигательный нерв
А11. Какая кость изображена на рисунке под номером 4?
1) затылочная кость
2) височная кость
3) теменная кость
4) лобная кость
А12. Функцией лейкоцитов является
1) транспорт кислорода и углекислого газа
2) защита от микроорганизмов, чужеродных белков, инородных тел
3) участие в свертывании крови
4) выработка гормонов
А13. Какой буквой обозначен на рисунке левый желудочек?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А14. Основное всасывание питательных вешеств происходит в
1) ротовой полости
2) желудке
3) тонком кишечнике
4) толстом кишечнике
А15. В изображенных на рисунке продуктах содержится много витамина
1) А
2) Е
3) С
4) D
А16. Улитка располагается в (во)
1) ушной раковине
2) наружном ухе
3) среднем ухе
4) внутреннем ухе
А17. Какой темперамент у человека, изображенного на рисунке?
1) меланхолик
2) сангвиник
3) флегматик
4) холерик
А18. К какой группе инфекций относится дизентерия?
1) кишечные
2) дыхательных путей
3) кровяные (трансмиссивные)
4) наружных покровов
А19. Частичный или полный выход головки одной кости из суставной впадины другой происходит при
1) ушибе
2) растяжении связок
3) вывихе суставов
4) переломе костей
А20. Примером какой адаптации является увеличение содержания гемоглобина в крови человека при недостатке кислорода в условиях высокогорья?
1) физиологической
2) морфологической
3) поведенческой
4) онтогенетической
А21. Сигналом к осеннему перелету птиц служит
1) понижение температуры окружающей среды
2) выпадение первого снега
3) сокращение численности популяции
4) сокращение длины светового дня
А22. Изучите график смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности. (По оси х отложена влажность воздуха, по оси у — температура, в% указана смертность яиц соснового шелкопряда внутри ограниченного линией поля). Чему будет равна смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 15 °С и влажности воздуха 30%?
1) 5%
2) 25%
3) 50%
4) 100%
А23. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект |
Процесс |
паратгормон |
повышает уровень Са2+ в плазме |
... |
снижает уровень Са2+ в плазме |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) тестостерон
2) кальцитонин
3) инсулин
4) адреналин
А24. Какое последнее усложнение в процессе эволюции сделало возможным появление изображённого на рисунке растения?
1) появление многоклеточности
2) дифференциация тела на органы
3) появление семени
4) появление цветка
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. У каких классов червей пищеварительная система проходного типа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малощетинковые
2) многощетинковые
3) нематоды
4) ресничные черви
5) сосальщики
6) ленточные черви
Ответ: ___________________ .
В2. Установите соответствие между неблагоприятными температурными условиями и механизмами терморегуляции у холоднокровных организмов. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
МЕХАНИЗМЫ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ А) испарение воды через кожу и дыхательную систему Б) уменьшение количества воды в клетках В) испарение воды (транспирация) Г) укрытие в тени Д) коллективная терморегуляция пчел Е) накопление сахаров и глицерина |
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ УСЛОВИЯ 1) пониженная температура (замерзание) 2) повышенная температура (перегрев) |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В3. Расположите в правильном порядке воздухоносные пути человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) носовая полость
2) бронхи
3) гортань
4) носоглотка
5) бронхиолы
6) трахея
Ответ: ____________________ .
В4. Вставьте в текст «Взаимоотношения живых организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников — ___________ (А) — умерщвляет другого ___________ (Б) и использует его в качестве пищи, называется ___________ (В). Частным случаем этого типа взаимоотношений является ___________ (Г) — умерщвление и поедание себе подобных.
Перечень терминов:
1) паразитизм
2) симбиоз
3) каннибализм
4) хищничество
5) хищник
6) жертва
7) паразит
8) хозяин
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Часть 3
Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.
С1. Почему объём мочи, выделяемой человеком за сутки, не равен объему выпитой за это же время жидкости?
Прочитайте текст «Роль бактерий в природе и их значение для человека» и выполните задание С2.
РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Благодаря разнообразному метаболизму бактерии могут существовать в самых различных условиях среды: в воде, воздухе, почве, живых организмах. Велика роль бактерий в образовании нефти, каменного угля, торфа, природного газа, в почвообразовании, в круговоротах азота, фосфора, серы и других элементов в природе. Сапрофитные бактерии участвуют в разложении органических останков растений и животных и в их минерализации до СО2, Н2О, H2S, NH3 и других неорганических веществ. Вместе с грибами они являются редуцентами. Клубеньковые бактерии (азотфиксируюшие) образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям. Сами растения такой способностью не обладают. Однако бактерии приносят не только пользу, но и вред. Бактерии-паразиты разрушают клетки хозяина или выделяют токсические вещества. Они являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний, таких, как чума, холера, дифтерия, дизентерия, туберкулёз и др. Для борьбы с ними проводят вакцинации населения, дезинфекцию предметов, стерилизацию или пастеризацию воды и продуктов питания.
С2. Используя содержание текста «Роль бактерий в природе и значение для человека» и знания курса, объясните, как называется и в чём выгода совместного сосуществования бобовых растений и клубеньковых бактерий?
С3. Изучите таблицу «Содержание свинца в почвах городов Ростовской области». Ответьте на вопросы.
Таблица
Содержание свинца в почвах городов Ростовской области
Город |
Количество проб почвы, в которых содержание свинца превышает ПДК* |
Ростов-на-Дону |
53 |
Новочеркасск |
45 |
Таганрог |
33 |
Шахты |
23 |
Батайск |
12 |
Азов |
4 |
*ПДК — предельно допустимая концентрация.
Почвы какого города наиболее загрязнены свинцом? Предложите рекомендации по предотвращению дальнейшего загрязнения почв свинцом и по снижению содержания свинца в городских почвах.