Биология 9-й класс подготовка к ГИА
ВАРИАНТ 5 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какая наука изучает изображённое на рисунке животное?
1) протозоология
2) энтомология
3) ихтиология
4) териология
А2. Чем представлен генетический материал вирусов?
1) нуклеиновой кислотой
2) капсидом
3) нуклеоидом
4) хромосомой
А3. Как называются дугообразно изогнутые бактерии?
1) кокки
2) бациллы
3) вибрионы
4) спириллы
А4. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1) Моховидные
2) Хвощевидные
3) Плауновидные
4) Папоротниковидные
А5. Какое растение размножается корневыми отпрысками?
1) смородина
2) земляника
3) малина
4) пырей
А6. Какой ротовой аппарат имеет изображенное на рисунке насекомое?
1) грызущий
2) лижущий
3) сосущий
4) колюще-сосущий
А7. Представителями отряда Грызуны являются
1) крыланы, летучие мыши, вампиры
2) зайцы, пищухи
3) ежи, кроты, выхухоли
4) дикобразы, бобры, тушканчики
А8. У человека передние конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), как у всех
1) хордовых
2) млекопитающих
3) плацентарных
4) приматов
А9. Какая ткань выстилает воздухоносные пути?
1) плоский эпителий
2) мерцательный (реснитчатый) эпителий
3) многослойный эпителий
4) железистый эпителий
А10. Что изображено на рисунке под номером 7?
1) чувствительный нерв
2) двигательный нерв
3) вставочный нейрон
4) рецептор
А11. Какая кость изображена на рисунке под номером 3?
1) затылочная кость
2) височная кость
3) теменная кость
4) лобная кость
А12. Аллергия — это
1) уменьшение количества гемоглобина в крови
2) пониженная свертываемость крови
3) недостаток витаминов
4) повышенная чувствительность к различным веществам
А13. Какой буквой обозначено на рисунке левое предсердие?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А14. Чем короче голосовые связки, тем звук
1) выше
2) ниже
3) тише
4) громче
А15. В изображённых на рисунке продуктах содержится много витамина
1) А
2) В
3) С
4) D
А16. Возможность ориентироваться в пространстве обеспечивает
1) центральное зрение
2) периферическое зрение
3) бинокулярное зрение
4) аккомодация
А17. Какой темперамент у человека, изображённого на рисунке?
1) меланхолик
2) сангвиник
3) флегматик
4) холерик
А18. Оптимальное расстояние до телевизора при его просмотре —
1) 1 м
2) 1,5 м
3) 3 м
4) 5 м
А19. При отравлении ядовитыми грибами следует произвести
1) введение лечебной сыворотки
2) промывание желудка
3) охлаждение организма
4) кровопускание
А20. К растениям, обитающим на нейтральных почвах (нейтрофитам), относится
1) клевер
2) полынь
3) клюква
4) сфагновый мох
А21. Определите правильно составленную пищевую цепь.
1) ястреб → синица → личинки насекомых → сосна
2) сосна → синица → личинки насекомых → ястреб
3) личинки насекомых → сосна → синица → ястреб
4) сосна → личинки насекомых → синица → ястреб
А22. Изучите график смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности. (По оси х отложена влажность воздуха, по оси у — температура, в% указана смертность яиц соснового шелкопряда внутри ограниченного линией поля). Чему будет равна смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 25 °С и влажности воздуха 40%?
1) 0%
2) 5%
3) 25%
4) 50%
А23. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект |
Процесс |
тестостерон |
стимулируют развитие вторичных половых признаков, характерных для мужчин |
... |
стимулируют развитие вторичных половых признаков, характерных для женщин |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) эстрадиол
2) тироксин
3) инсулин
4) адреналин
А24. Какое последнее усложнение в процессе эволюции сделало возможным появление изображённого на рисунке растения?
1) появление многоклеточности
2) дифференциация тела на органы
3) появление семени
4) появление цветка
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Что входит в состав нефрона? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) капиллярный клубочек
2) почечная лоханка
3) почечный каналец
4) почечная капсула
5) мочеточник
6) надпочечники
Ответ: _________________ .
В2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОСОБЕННОСТИ СПОРОФИТА А) жизненная форма — в основном деревья Б) жизненная форма — травы, кустарники, деревья В) имеются специальные органы для вегетативного размножения Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения Д) ксилема представлена сосудами Е) ксилема представлена трахеидами |
ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ 1) голосеменные 2) покрытосеменные |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В3. Расположите органы животных в порядке их эволюционного возникновения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плавательный пузырь
2) тазовые почки
3) хорда
4) трехкамерное сердце
5) матка
6) спинной мозг
Ответ: ______________________ .
В4. Вставьте в текст «Экологические факторы» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами. Их делят на природные и _________ (А) факторы. Природные экологические факторы бывают _________ (Б) — влияние компонентов неживой природы и _________ (В) — воздействие живых организмов. _________ (Г) факторы ограничивают увеличение численности и ареала популяции.
Перечень терминов:
1) оптимальные
2) биотические
3) абиотические
4) прямые
5) косвенные
6) антропогенные
7) постоянные
8) лимитирующие
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Часть 3
Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.
С1. Почему запрещены браки между близкими родственниками?
Прочитатйте текст «Группы крови» и выполните задание С2.
ГРУППЫ КРОВИ
Потеря больших количеств крови опасна для жизни человека. Поэтому часто прибегают к её переливанию. Донор — человек, предоставляющий кровь, реципиент — человек, принимающий кровь. При переливании крови группы крови и резус-фактор донора и реципиента должны быть совместимы.
По системе АВО у человека существует четыре группы крови. В крови имеются особые белковые вещества: в эритроцитах агглютиногены (А и В), в плазме — агглютинины (α и β). Если агглютинин α встречается с агглютиногеном А или агглютинин β с агглютиногеном В, то происходит агглютинация — склеивание эритроцитов.
При переливании крови учитывают агглютиногены донора и агглютинины реципиента. Агглютинины донора значительно разводятся и теряют способность агглютинировать эритроциты реципиента. Людей с I группой крови называют универсальными донорами, так как эту группу можно переливать всем четырём группам. Людей с IV группой называют универсальными реципиентами, так как им можно переливать любую группу крови.
С2. На основании текста «Группы крови» сделайте предположения, можно ли человеку со II группой крови перелить III группу крови и почему? Почему кровь I группы можно переливать всем четырём группам? Почему людям с IV группой крови можно переливать любую группу крови?
С3. Изучите таблицу «Содержание некоторых химических элементов». Ответьте на вопросы.
Таблица
Содержание некоторых химических элементов (в процентах)
Элемент |
В живых организмах, % от сырой массы |
В земной коре, % |
В морской воде, % |
Кислород |
65-75 |
49.2 |
85,8 |
Углерод |
15-18 |
0,4 |
0,0035 |
Водород |
8-10 |
1,0 |
10,67 |
Азот |
1,5-3,0 |
0.04 |
0,37 |
Фосфор |
0,20-1,0 |
0,1 |
0,003 |
Сера |
0,15-0,2 |
0,15 |
0,09 |
Калий |
0,15-0,4 |
2,35 |
0.04 |
Хлор |
0,05-0,1 |
0,2 |
0,06 |
Кальций |
0,04-2,0 |
3,25 |
0,05 |
Магний |
0,02-0,03 |
2,35 |
0,14 |
Натрий |
0,02-0,03 |
2,4 |
1,14 |
Железо |
0,01-0,015 |
4,2 |
0,00015 |
Доля какого элемента в живых организмах увеличивается по сравнению с морской водой больше, чем других? Почему концентрации кислорода и водорода в живых организмах и морской воде близки? Доля каких двух элементов из представленных в таблице колеблется в живых организмах больше, чем других?